29 ноября 2021 г.
Развитие e-commerce требует технологичных решений для «последней мили» на пути товара от продавца к покупателю. Наиболее технологичным решением в данном случае является постамат (автоматизированная почтовая станция) — по сути, интеллектуальная и многофункциональная «камера хранения», куда посылку закладывает сотрудник службы доставки согласно графику, а вынимает покупатель, причем в удобное для себя время. Для игроков рынка e-commerce постаматы были и остаются интересными благодаря открывающимся возможностям: в результате их применения можно снизить затраты на персонал и оптимизировать логистику.
Постаматы и история
Постамат — специализированный компьютер в корпусе антивандального исполнения, получивший специализированную периферию (управляемые ящики-ячейки, панель с кнопочками, информационный дисплей, купюроприемники и терминалы для бесконтактных платежей) и сопряженный с ИТ-системой компании-оператора. Первый постамат в России был установлен компанией PickPoint в Москве 29 ноября 2010 года. С тех пор прошло относительно немного времени, но постаматы перестали быть инновационным продуктом, превратившись в коммодити.
Сегодня получать покупки через постаматы предпочитают 19% россиян, по данным исследования «Доставка в пункты выдачи заказов и постаматы», проведенного Data Insight, так как этот сервис доступен почти круглосуточно, не требует физических контактов с людьми и предоставления документов. Особенностью современного момента является как количественный рост сетей постаматов, так и качественный.
Изменения количественные...
В количественном плане все просто: постаматов становится все больше. Эти устройства стали привычными, причем появляются как в мегаполисах, так и в небольших населенных пунктах. Постаматы стоят на территории почтовых отделений, супермаркетов, офисных зданий, торгово-развлекательных центров, студенческих кампусов, вестибюлей метро, МФЦ и других аналогичных площадках, часто их устанавливают даже в подъездах жилых домов. По итогам прошлого года на российском рынке установлено порядка 15 тыс. постаматов, принадлежащих разным операторам, по данным Data Insight. Общее количество постаматов на данный момент в 31 749 единиц оценили в Межрегиональной ассоциации курьерских служб. Однако, даже если брать «install base» по верхней границе оценок, количество таких девайсов в РФ все же оказывается невелико для огромной страны — например, в Китае уже более 200 тыс. постаматов.
Количество постаматов сравнимо с количеством пунктов выдачи заказов, которых в стране порядка 50 тыс., как утверждает Data Insight. Но сети постаматов будут расти — их развивают разные компании, даже банки, рассматривая такие решения как один из вариантов финтеха (заметим, небезосновательно). Количество постаматов к 2025 году в РФ, по предварительным прогнозам, вырастет на треть.
...и изменения качественные
В качественном плане тоже присутствует определенная динамика: постаматы становятся все более интеллектуальными. Заметим, что за интеллект отдельного постамата или сети таких устройств отвечают не столько EDGE-вычисления на самих девайсах, сколько обновляемая и развиваемая функциональность решений управления всей сетью, обеспечиваемая вычислениями на стороне серверов. Разумеется, новые функции направлены на повышение конкурентоспособности сети постаматов и на увеличение эффективности всей операционной деятельности компаний, владеющих этими сетями.
Разные компании придумывают для этого новые решения, развивающие «user experience», достаточно простые, но при этом действенные. Интеграции ИТ-систем постаматов и е-магазинов позволяют реализовывать все более эффективные сценарии, позволяющие учитывать особенности поведения конкретного покупателя, параметры доставляемой посылки и ресурсы конкретного постамата (например, размеры и загрузку ячеек).
Например, Yahoo! Japan для сети постаматов обеспечил сопряжение своей ИТ-системы с ГИС и решениями магазинов, которое автоматически предлагает ближайшие постаматы к текущему местоположению покупателя. При покупках с мобильного устройства — а в данном случае принцип «mobile first» наращивает актуальность — в большинстве случаев это бывает удобно, хотя иногда требует ручной корректировки.
Другой пример: Amazon для своей сети постаматов Locker ввел прогрессивную шкалу оплаты — если покупатель забирает товар в первые сутки после закладки в ячейку, то цена доставки будет нулевой для клиента, но за хранение посылки в ячейке более суток уже проводят начисление по динамическому тарифу. Очевидно, что это логичное решение направлено на увеличение коэффициента использования каждой отдельной ячейки, оно настолько простое, что возникает вопрос: почему другие операторы сетей постаматов так не поступают.
Проблема с увеличением уровня утилизации ресурса постаматов актуальна как для глобальных операторов, так и для российских. Например, уровень утилизации текущей сети PickPoint равен 65%, то есть доступна возможность удвоить трафик отправлений без увеличения точек выдачи, по данным Data Insight.
Конкуренты постаматов
Курьерская доставки и использование пунктов выдачи заказов (ПВЗ) составляют конкуренцию постаматам как каналу обслуживания «последней мили» на пути товаров к потребителям. Количество ПВЗ растет по всей стране, точки открывают как сервисы доставки, сами интернет-магазины и курьерские службы, так и ряд франчайзи. Набирает популярность формат небольших точек выдачи заказов (в виде корнеров в супермаркетах) и коллаборация сетей доставки и собственных сервисов е-магазинов с супермаркетами (это позволяет получить заказ из условного «озона» на кассе условной «пятерочки», то есть магазины у дома приобретают возможности ПВЗ).
Развиваются сети курьерской доставки «до двери». За первые три квартала 2020 года спрос на курьеров увеличился более чем на 400%, сообщает агентство Regnum со ссылкой на данные сервиса hh.ru. Кроме курьеров-людей они все активнее будут использовать курьеров-роботов.
В настоящее время постаматами являются 33% точек для самовывоза товара у крупнейших российских сетей доставки, охваченных исследованиями Data Insight, немного больше — 38% — приходится на ПВЗ, 27% — на выдачу в магазинах (как в отдельных ПВЗ, реализованных внутри традиционных магазинов, так и на кассах).
Роботы в доставке: от Москвы до самых до окраин
Недавно кибер-доставщики были экзотикой, которую российскому рынку открыла «Яндекс.Доставка», а в октябре в четырех столичных отделениях «приняты на работу» курьеры-роботы, способные в автоматическом режиме доставлять посылку к подъезду получателя на удалении до 2 км от почтовых отделений. Стартовал проект в четырех отделениях Хамовников, к концу года будут задействованы еще 23 отделения, которые тоже получат роботов (правда, физически это все те же роверы от «Яндекса»). Пока не совсем понятно, считать ли такие дроны роботизированными курьерами или рассматривать их как своеобразные мини-постаматы на колесиках.
Правительство Камчатского края и «Почта России» займутся совместным развитием беспилотной доставки в регионе — соответствующее соглашение было подписано в сентябре на Восточном экономическом форуме. Уже проведены испытательные полеты, подтвердившие способность БПЛА выполнять логистические задачи «Почты» в условиях Камчатки и эффективность такого подхода. К 2023 году «Почта России» планирует запустить беспилотную доставку по 19 маршрутам для 18 населенных пунктов в Камчатском крае. По предварительным оценкам, использование беспилотников поможет снизить стоимость логистики в крае в 1,81 раза, увеличив скорость на региональной маршрутной сети в 1,85 раза. Созданный канал будет обладать серьезным запасом по пропускной способности, предоставляя возможность нарастить объемы грузопотока в 11 раз.
Значимые преимущества и недостатки постаматов в настоящее время:
[ + ] Увеличенный период доступности по сравнению с пунктами выдачи заказов, отсутствие физического контакта покупателя с представителями сервиса доставки, экономическая эффективность в результате уменьшения временных затрат живых сотрудников.
[ — ] Для доставки габаритных покупок постаматы не подходят, а также оказываются неактуальны для экспресс-доставки и обладают проблемами с масштабированием: увеличение пропускной способности ограничивает фиксированное количество ячеек и физические ограничения их размеров.
Варианты дальнейшего развития
Важно, что процесс доставки омниканален. Описанные выше решения, во-первых, не противоречат друг другу, во-вторых, все в разной степени требуют активности курьерской службы, которая или доставляет заказы до двери, или «кэширует» их в постаматах или ПВЗ.
Однако постаматы потенциально способны предоставлять новые дополнительные возможности рынку национальной e-commerce. Имеющиеся постаматы после относительно небольших изменений в программной составляющей, управляющей сетями этих устройств, можно применять для приема отправлений от частных лиц, что будет крайне полезно, например, для развития С2С-коммерции (популярность «Авито» и других аналогичных сервисов растет очень быстро). В более широком плане такие возможности отправки через постамиты будут актуальны для малого бизнеса, желающего вести интернет-продажи с использованием сервисов доставки. Наконец, и интернет-гиганты могут применять возможности постаматов на «обратном канале» для обеспечения возврата товаров.
Возможностей для развития, как видно, достаточно много, вопрос лишь в том, будут ли бизнесы, владеющие сетями постаматов, в кратко- и среднесрочной перспективе интенсивно развивать такие решения или пока ограничатся экстенсивными вариантами — покрытие постаматами у страны пока еще очень далеко от насыщения.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE