31 января 2022 г.

Глобальные поставки смартфонов в канал с 2019 по 2021 г. по квартал, млн единиц (столбцы) и их динамика, % (линия, правая шкала) (Источник: Canalys)

За весь 2021 г., по оценке Canalys, в мире было отгружено 1,35 млрд смартфонов — на 7% больше, чем в 2020-м, и почти столько же, сколько и в предковидном 2019 г. (1,37 млрд единиц). Интересно, что хотя в целом по итогам прошедшего года первенство по объёмам поставок смартфонов принадлежит Samsung, в IV кв. бум предновогодних продаж вывел в лидеры (именно по количеству отгруженных устройств!) смартфоны под маркой Apple.

За последние три месяца 2021 г. глобальные поставки смартфонов достигли 363 млн единиц, — всего на 1% больше, чем за тот же период 2020-го. Однако чрезвычайно успешные второй и в особенности первый квартал минувшего года (см. иллюстрацию) обеспечили превышение смартфонных отгрузок за весь 2021-й на целых 7% относительно уровня позапрошлого, первого коронакризисного, года.

Аналитики отмечают продолжающееся воздействие дефицита чипов и иных компонентов на мировой сегмент смартфонов (как, впрочем, и на иные отрасли ИТ-рынка). Невозможность в полной мере удовлетворить имеющийся спрос — а насколько он велик, нагляднее всего демонстрируют результаты I кв. 2021 г., — приводит к двояким последствиям. Во-первых, отложенный спрос, накапливаясь, переносится на будущие кварталы и даже годы, придавая дополнительный импульс смартфонному рынку в целом на среднесрочную перспективу.

Таблица 1. Поставки смартфонов в канал (sell-in shipments) за IV кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам и их динамика

Вендор

Поставки в IV кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в IV кв. 2021 г., %

Поставки в IV кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка в IV кв. 2020 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Apple

82,7

23

81,8

23

+1

Samsung

70,5

19

62,0

17

+14

Xiaomi

45,4

13

43,4

12

+5

Oppo + OnePlus

33,9

9

36,3

10

-7

Vivo

28,5

8

32,1

9

-11

Прочие

102,1

28

103,9

29

-2

Итого

363,1

100

359,6

100

+1

Источник: Canalys, январь 2022 г.

Во-вторых, в поставках диспропорционально возрастает доля средних и дорогостоящих моделей — что позитивно отражается на выручке всех участников смартфонного канала. Логика здесь самоочевидна: наиболее остро ИТ-вендоры ощущают нехватку служебных микросхем — контроллеров цепей питания, дисплеев, средств ввода-вывода и т. п. Одни и те же чипы такого рода с равным успехом можно использовать для создания как наиболее простых и дешёвых, так и самых функционально насыщенных смартфонов. Соответственно, в условиях значительного превышения спроса над предложением поставщикам выгоднее производить более дорогие модели.

Более того: сырьё и производственные мощности для изготовления полупроводников в 2021 г. также продолжали оставаться в дефиците. И потому совершенно естественно, что чипмейкеры, принимая заказы от разработчиков смартфонных систем-на-кристалле, отдавали предпочтение тем из них, что обеспечивали им наивысшую прибыль. А именно — наиболее передовым и дорогим. Эксперты Canalys указывают, что на протяжении всего прошлого года сборщики смартфонов испытывали нехватку самых ходовых до недавних пор чипов с поддержкой сетей четвёртого поколения — как раз потому, что изготовители микросхем перераспределяли свои ограниченные ресурсы в пользу высокомаржинальных 5G-микросхем.

Впрочем, есть у сложившейся ситуации и позитивные для конечного покупателя смартфонов последствия. А именно: становясь всё более широко распространёнными, 5G-аппараты начинают конкурировать не с дешёвыми 4G-смартфонами, а уже между собой — даже на тех рынках, вроде российского, где пока что коммерческая эксплуатация сетей пятого поколения не ведётся вовсе. В результате этого соперничества цены на модели среднего и старшего диапазонов цен не растут и даже порой снижаются, а сами смартфоны с поддержкой 5G и иной привлекательной современной функциональностью устанавливают новый и весьма привлекательный потребительский стандарт.

Таблица 2. Поставки смартфонов в канал (sell-in shipments) за весь 2021 г. в сравнении с 2020-м по вендорам и их динамика

Вендор

Поставки за 2021 г., млн единиц

Доля рынка в 2021 г., %

Поставки за 2020 г., млн единиц

Доля рынка в 2020 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Samsung

274,5

20

255,5

20

+7

Apple

230,1

17

207,2

16

+11

Xiaomi

191,2

14

149,6

12

+28

Oppo + OnePlus

145,1

11

119,4

9

+22

Vivo

129,9

10

112,6

9

+19

Прочие

379,4

28

420,5

33

-10

Итого

1350,2

100

1264,7

100

+7

Источник: Canalys, январь 2022 г.

Наглядной иллюстрацией к вышесказанному служат результаты поставок смартфонов в канал за весь 2021 г. Каждый из первой пятёрки вендоров в большей или меньшей степени увеличил своё присутствие на рынке по сравнению с 2020-м, тогда как категория «Прочие» по итогам прошлого года занимала на целых 10% меньшую долю рынка, чем в позапрошлом.

Эксперты Canalys особо отмечают, что смартфоны Apple по объёмам поставок заметно сократили разрыв с аппаратами Samsung, невзирая на очевидную разницу в усреднённом ценовом позиционировании: модельный ряд южнокорейского вендора включает в том числе и недорогие аппараты, аналогов которым среди iPhone попросту нет. Тем не менее, сама Samsung также вполне успешно поставляла в канал свои флагманские смартфоны: одних только складных моделей под её брендом в 2021 г. было отгружено по всему миру 8 млн, — втрое больше, чем в 2020-м.

Если в нынешнем году дефицит полупроводников ослабнет, как ожидают многие ИТ-аналитики, структура смартфонного рынка вполне может вернуться к той, что была до коронакризиса, — и тогда китайские вендоры со своими относительно более доступными моделями почти наверняка взрывным образом нарастят отгрузки. Если же нехватка чипов продолжит воздействовать на производителей, нельзя исключать, что Apple по итогам 2022 г. если не опередит Samsung по числу отгруженных смартфонов, то по крайней мере вплотную приблизится к ней.

Источник: Максим Белоус, crn.ru