11 марта 2022 г.
Аналитики ICT.Moscow представили исследование разработчиков искусственного интеллекта (ИИ). Оно позволило определить профиль российских ИИ-команд: описать, кто занимается ИИ-проектами в России, откуда в них приходят, с какими кадровыми проблемами сталкиваются команды, а также выявить основные барьеры для развития, ключевые рынки сбыта, оценку экспортного потенциала и влияние пандемии на индустрию.
Опрос проводился в 2021 году среди 106 представителей российских ИИ-разработчиков, крупных компаний с ИИ-подразделениями и некоммерческих организаций. Согласно данным исследования, большинство команд на момент его проведения были старше трех лет. Наиболее популярными сферами внедрения технологии названы медицина, ритейл и e-commerce, транспорт и логистика. Большинство разрабатываемых ИИ-решений (97%) в России ориентированы на бизнес-сегмент. Основным рынком сбыта является Россия, хотя 32% всех опрошенных ИИ-разработчиков отметили, что их продукты не имеют аналогов на международном рынке.
Средний возраст руководителя ИИ-проекта в России составляет от 25 до 44 лет. Чаще всего это менеджеры с техническим образованием, среди них 91% мужчин и 9% женщин. Менеджерами ИИ-проектов становятся преимущественно выходцы из крупных корпораций или частного бизнеса. Позитивную оценку опыту управления проектами в сфере искусственного интеллекта дали 69% участников исследования. Большинство ИИ-команд в России старше трех лет, 41% занимались ИИ больше пяти лет. Тех, кто занимается искусственным интеллектом год или меньше, всего 6%.
Более трети (34%) ИИ-проектов базируются только в Москве, еще более четверти (28%) — в Москве и других городах России, и в большинстве случаев (59%) опрошенные ИИ-команды зарегистрированы в столице. Почти половина команд являются резидентами технопарков.
Компании-разработчики ИИ чаще (в 66% случаев) запускаются за счет собственного капитала основателей. При дофинансировании проектов после запуска 58% используют средства от выручки. Внешние инвестиции при запуске получили 30% коммерческих ИИ-проектов, а дофинансируются за счет внешних вложений только 9%.
Одним из заметных барьеров для развития ИИ-проектов российских разработчиков искусственного интеллекта названа нехватка средств: 56% всех респондентов заявили о необходимости дополнительных инвестиций в свои продукты. Тем не менее, 92% компаний-разработчиков не планировали брать кредит в 2021 году.
Абсолютное большинство (97%) из числа всех команд-респондентов отметили, что их ИИ-решения предназначены для бизнес-сегмента (B2B). 58% разрабатывают их для государственных проектов (B2G). И только 41% респондентов создают решения для потребительского рынка (B2C). 74% ИИ-команд отметили, что имеют разработки в высокой степени готовности и хотят протестировать их в городских проектах.
Наиболее популярными сферами, для которых осуществляются разработки ИИ-решений, участники опроса назвали медицину, ритейл и e-commerce, транспорт и логистику. Топ наиболее популярных ИИ-продуктов составили рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений (ИСППР), виртуальные помощники и видеоаналитика.
ИИ-компании достаточно высоко оценивают конкурентные характеристики своих решений: 32% всех респондентов отметили, что их разработки не имеют аналогов на международном рынке, а существенную конкуренцию со стороны зарубежных разработчиков видят только 14% коммерческих ИИ-разработчиков. 78% команд-респондентов отметили, что их авторские права на ИИ-разработки защищены.
Среди опрошенных, в чью зону ответственности входят не только разработка, но и продажи, количество ставящих перед собой цель выхода на зарубежные рынки, выросло с 31% в 2020 году до 60% в 2021 году. При этом 85% менеджеров коммерческих проектов называли основным рынком сбыта Россию. Из этого числа на Москву приходилось 65% продаж. А в числе ключевых причин отсутствия реализации за рубежом назывались нехватка средств для продвижения, желание протестировать проект сначала на локальном рынке.
К ключевыми направлениям необходимой поддержки развития российской экосистемы ИИ на государственном уровне в 2021 году разработчики относили: поддержку исследовательских работ в сфере ИИ, финансирование перспективных проектов и применение налоговых льгот. Далее следовали подготовка квалифицированных кадров, реализация ИИ-проектов в рамках государственно-частного партнерства и создание открытых деперсонифицированных наборов данных для обучения моделей.
Наиболее значимыми проблемами респонденты называли нехватку квалифицированных кадров и средств для развития. За ними следуют: текущее состояние экономики, отсутствие постоянного спроса со стороны заказчиков и низкая зрелость ИИ-отрасли. Также ИИ-команды отмечали низкий уровень понимания возможностей искусственного интеллекта заказчиками.
К числу ключевых сложностей при найме сотрудников команды отнесли высокие зарплатные ожидания кандидатов, их низкую квалификацию и отсутствие необходимых специалистов на рынке. А самыми сложными позициями для рекрутинга респонденты называли разработчиков и специалистов по данным, менеджеров по продажам, по продукту, маркетологов.
В контексте технологической инфраструктуры и данных для ИИ-команд в 2021 году наиболее остро стоял вопрос отсутствия необходимых датасетов для обучения алгоритмов ИИ (об этом заявили 40% респондентов) или их низкое качество (32%). Более трети респондентов (35%) наблюдали нехватку вычислительных мощностей и необходимого оборудования для разработки.
Всего были опрошены 106 команд из разных сфер, занимающихся ИИ-проектами.
Источник: Пресс-служба компании ICT.Moscow