18 апреля 2022 г.

Отказ Apple продавать новые продукты и предоставлять российским пользователям iOS целый ряд услуг (а заодно и удаление из App Store множества приложений, и отключение Apple Pay для выпущенных в России банковских карт) может дорого обойтись её местному филиалу — ООО «Эппл Рус». Иск к компании был подан организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» в Пресненский суд г. Москвы ещё 3 марта, а 15 апреля стало известно о его принятии судом.

Как сообщают «Известия», истец подал иск в интересах неустановленного круга лиц в связи с многочисленными обращениями граждан, испытавших на себе последствия снижения качества работы приобретённых ранее устройств Apple, и требует признать действия ответчика противоправными. О вступлении в дело на правах эксперта заявил также Роспотребнадзор.

«Общественная потребительская инициатива» настаивает на возобновлении импорта, продажи и техобслуживания продукции под брендом купертинской компании на территории России, а также на аресте счетов и имущества ООО «Эппл Рус» ради обеспечения искового требования о компенсации морального ущерба. Точную сумму иска журналисты не приводят (и в любом случае определять её будет суд), но исходно она вполне может исчисляться сотнями миллионов рублей.

Оценка эта вполне реалистичная: за 2021 г. «Эппл Рус» с числом сотрудников менее 200 чел. заработала в России 386 млрд руб. (менее 1% от глобального объёма выручки Apple), а чистая прибыль её за прошлый год составила 11,5 млрд руб. Причём значительная часть этой суммы до сих пор остаётся на российских счетах филиала — так что выплатить даже такой огромный штраф, если он будет вменён, компания сможет. Как ожидается, первое заседание суда состоится ещё до конца апреля.

«Известия» указывают, что Пресненский суд уже рассматривал ранее иски отдельных граждан к «Эппл Рус» в связи с компенсацией морального вреда за приобретение некачественного товара и возмещении его стоимости. Однако в данном случае претензии к филиалу американского ИТ-бренда предъявляются куда более основательные: умышленное лишение добросовестного приобретателя товара тех функций, на которые он ориентировался при выборе данного гаджета и экосистемы Apple в целом. Причём совершённое в массовом порядке: «Общественная потребительская инициатива» упоминает о сотнях зарегистрированных жалоб со стороны потребителей.

Говорить о вероятности применения к «Эппл Рус» штрафных санкций и о точной сумме возможной компенсации в пересчёте на каждого владельца афйона или макбука пока рано: суд должен состояться и принять решение, за которым наверняка последует апелляция, и не одна. Однако на данный момент очевидно, что компания, ещё 1 марта взявшая на себя повышенные обязательства по введению против российских потребителей своих продуктов и услуг максимально неизбирательных рестрикций, навряд ли отделается лёгким испугом.

Дело ещё и в том, что по законам РФ ни один законно действующий на территории страны вендор не вправе прекращать свою деятельность, не выполнив предварительно гарантийные обязательства по ранее реализованным товарам, — именно к этому положению, кстати, во многом апеллировали сторонники запрета параллельного импорта, когда эта схема организации поставок в Россию только ещё обсуждалась. Проще ведь гарантировать ремонт и замену товара, ввезённого через ограниченное число авторизованных каналов, чем при наличии законных оснований для международного принципа импортирования продукции.

Каким бы ни оказалось принятое в отношении «Эппл Рус» решение, на него в немалой степени будут ориентироваться суды, рассматривая схожие иски, поданные к другим прекратившим работу на территории РФ представительствам западных компаний, включая высокотехнологичные. А что такие иски будут подаваться, сомнений нет: если российские потребители лишаются возможности ремонта, замены, возврата товара под брендом, продолжающим свою деятельность вне России, — это безусловно нарушает действующее законодательство.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News