7 июня 2022 г.
Рельеф рынка под санкциями меняется достаточно сильно, масштабных сбоев пока удается избежать, но определенная деградация присутствует. Кроме того, пока все еще неясно, что делать с некоторыми крупными и важными сегментами рынка. Рассмотрим это на примере ситуации новой эпохи, которую можно назвать «post-HP».
Полный уход НР состоялся
Крупнейший вендор мира объявил о полном уходе с российского рынка (в марте корпорация приостановила свою деятельность), новость вполне предсказуемая в имеющейся политической ситуации. Для глобального бизнеса вендора это не имеет особого значения — в структуре продаж техники рынки России и Беларуси (где также прекращена деятельность) занимали порядка 2%.
Конечно, для вендора неприятна потеря регионального рынка, объем которого составлял в прошлом году порядка миллиарда долларов. Возможно, важнее потеря многолетних стратегических инвестиций в развитие канала, партнерской сети и сервисной поддержки. Заметим, что при этом факт ухода НР с российского рынка может повысить инвестиционный рейтинг компании, что уже в среднесрочной перспективе положительно отразится на стоимости акций и на других финансовых показателях.
Что это означает для РФ
Для российского рынка последствия в результате ухода НР будут крайне серьезными. Больше не будет поставок в канал ноутбуков, а также десктопов/моноблоков, мониторов, принтеров и МФУ — причем во всех подсегментах перечисленных направлений НР много лет занимала если не топовую позицию по доли рынка в РФ, то одну из ведущих. Продукция НР включена Минпромторгом РФ в список легального «параллельного импорта», согласно Приказу № 1532, однако сомнительно, чтобы этот вариант смог обеспечить бесперебойные поставки в прежних объемах.
Складские запасы техники НР, а также запчастей и расходных материалов этого вендора на складах в РФ практически закончились или закончатся в ближайшее время. Что заменит эти товары? Ответ непростой: НР поставляла продукцию как для персонального использования, так и для корпоративного сектора. Сосредоточимся на сегменте ноутбуков и увидим, что замена реселлерам в В2С-канале продукции НР уже примерно понятна, но с В2В-продажами пока ясности нет.
Новые вендоры — из Поднебесной
Крупные китайские вендоры — прежде всего, Lenovo и Huawei — приостановили поставки компьютеров в РФ, хотя официально не объявляли ни о приостановке деятельности, ни об уходе с российского рынка. Однако более мелкие вендоры — прежде всего, относительно недавно вышедшие в сегмент ноутбуков — в России по-прежнему присутствуют, более того, присутствие свое расширяют.
Например, никуда не собирается уходить Honor, объявил о своем выходе на российский рынок Infinix, который стал выпускать ноутбуки только в прошлом году, и т. д. Что представляют собой товары этих производителей? Это вполне современные устройства, построенные на старших моделях процессоров и обладающие интересными дополнительными элементами. Рассмотрим пару свежих примеров.
Модели есть, но товарные ряды узки
Примеры будем рассматривать, соотнося новинки с линейками продукции ушедшей НР. Так можно понять ситуацию в рознице.
Пример первый — Infinix Inbook X2, с которым бренд этим летом дебютирует на рынке ноутбуков в РФ. Ультратонкий ноутбук на Intel Core — есть варианты на i3, i5 и i7 — весьма симпатичен в стильном металлическом корпусе с фрагментарной фактурой поверхности. Модель технологичная (есть фирменная система охлаждения, над выбором дополнительных компонент также поработали, например, дисплей вполне приличный — яркая FulHD-матрица в 14″ с полным покрытием пространства sRGB. Из приятных особенностей — скоростная зарядка, малый вес и приятный дизайн корпуса. Infinix особо подчеркивает, что X2 тоньше MacBook Air. Выглядит Х2 стильно, поэтому при весе 1,28 кг, в принципе, может быть альтернативой некоторым моделям из линейки HP EliteBook.
Пример второй — Honor MagicBook 16, который можно рассматривать как альтернативу системам линейки НР Pavilion. Ноутбук построен на платформе AMD — внутри очень приличный Ryzen 5 5600H — получил дисплей диагональю 16″ с матовым (!) покрытием, цельнометаллический корпус и вес в 1,9 кг, что в современных условиях относит модель к классу DTR. Есть сканер отпечатка пальцев (встроенный в кнопку включения), скоростная зарядка, кнопка отключения веб-камеры и прочие современные элементы.
Однако широта предложения у этих вендоров — даже вместе взятых — будет много уже, чем у НР. Но даже рассмотренные модели позволяют перекрыть значительную долю предложения в самых распространенных сегментах «для школьников и студентов», «для дома, для семьи» и т. д. Для современных игр системы могут быть применены при использовании возможностей «облачного» гейминга или при подключении внешних видеокарт, то есть в некоторых вариантах они могут заменить линейку Omen by HP, но количество тех вариантов крайне ограничено.
Коммерческие модели — замена пока неочевидна
Модели «китайцев», рассмотренные в предыдущем разделе, хороши для частного использования и даже подойдут для SOHO, но коммерческие решения НР они заменить не в состоянии. Даже если ресурс рассмотренных систем рассчитан на работу в изнурительном режиме — по 10 часов в сутки и более, то они не обладают встроенными средствами для администрирования и для обеспечения инфобезопасности.
Напомним, что коммерческие модели НР, созданные для использования в бизнес-структурах, а также в государственных и муниципальных учреждениях, имели ряд встроенных программно-аппаратных решений, снижающих риски ИБ и стоимость владения. Спектр их достаточно широк — от шторок на веб-камерах до контроля BIOS, от возможностей удаленного администрирования даже без загрузки систем до интеграции с Windows Hello, от шифрования содержимого диска до удаленного включения для «накатывания» обновлений. Пока доступные в российском канале «китайцы» никак не могут заменить ProBook, ZBook и EliteBook.
Конкурентами НР в рассматриваемом сегменте остаются решения от Dell (линейки Latitude, Inspirion и XPS) и Lenovo (ThinkPad и ThinkBook), но их в российском канале тоже нет. Конечно, на рынке есть локальные производители — iRu, «Аквариус», Depo, Kraftway и другие — ноутбуки которых имеют заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Но они тоже не могут в полной мере заменить в сегменте коммерческих решений ноутбуки окончательно ушедшей НР.
Российским вендорам придется радикально переработать линейки своей продукции. Действовать нужно быстро — рынку страны остро нужны решения корпоративного уровня, надвигается очередная волна замены офисных ПК. Технически к созданию новых российских ноутбуков вопросов нет — российские производители обладают экспириенсом и знают потребности национального рынка. Но есть ряд ограничений маркетингового и внерыночного свойства.
Как быть в данном в условиях санкционных ограничений — налаживать поставку комплектующих в РФ, размещать заказы на контрактное производство на китайских фабриках, разворачивать производства во внешних юрисдикциях или находить другие решения? Пока непонятно. Российские игроки рынка — и производители, и дистрибьюторы — ситуацией владеют, поэтому найдут ответы на современные вызовы, о чем мы еще расскажем.
Вместо заключения
Практически одновременно с уходом НР о таком же решении объявила Hewlett Packard Enterprise. Тут ситуация примерно аналогичная рассмотренной выше с коммерческими ноутбуками, только для ядра инфраструктур. Как и на каком уровне можно заменить продукты и сервисы НРЕ — тема отдельного рассмотрения.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News