17 июня 2022 г.

Рис. 1. Статистика нарушений корпоративных стандартов до и после пандемии. Источник: Gartner

Частота сообщений о нарушениях корпоративный культуры упала на 30% по сравнению с периодом до пандемии, говорит Gartner. У сотрудников меньше возможностей наблюдать такие нарушения, и их стремление сообщить о них также уменьшилось.

«Переход к удаленной и гибридной работе уменьшил количество нарушений и саму возможность их наблюдать, — пишет в пресс-релизе Крис Оде (Chris Audet), старший директор исследования практики Legal, Risk & Compliance в Gartner. — Однако наблюдаемые данные носят более сложный характер: подарков и развлечений, а также нарушений в деловых поездках стало меньше, но случаев запугивания и недружественного поведения становится больше».

Неприемлемое поведение всё так же имеет место после пандемии, хотя и в иной форме, но руководители отделов внутреннего контроля слышат об этом на 30% реже, чем раньше (см. рис. 1).

Рис. 1. Статистика нарушений корпоративных стандартов до и после пандемии

В целом, отдел внутреннего контроля на 30% реже узнает о случаях недолжного поведения. В организации со штатом 1000 чел. это означает на 31 случай меньше.

(слева) 25% наблюдают нарушения / 41% из них сообщают об этом

(справа) 20% наблюдают нарушения / 36% из них сообщают об этом

База: 501 001 чел. в 31 организации (наблюдали в 2018-19 гг.); 267 926 чел. в 38 организациях (наблюдали в 2020-21 гг.); 121 904 чел. в 30 организациях (сообщили в 2018-19 гг.); 51 660 чел. в 37 организациях (сообщили в 2020-21 гг.)

«После минувшей пандемии сотрудники гораздо реже склонны сообщать о замеченных нарушениях вне зависимости от того, участились такие нарушения или стали реже, — пишет Оде. — Такая обстановка, когда сотрудники не ждут, что кто-то сообщит о нарушениях корпоративных стандартов, имеет негативные последствия для бизнеса: меньше вероятность того, что сотрудники считают свою компанию этичной, что компания заботится о них, и они в меньшей степени вовлечены в работу».

Меняющийся ландшафт нарушений

В целом, удаленные сотрудники наблюдают на 11% меньше нарушений, чем те, что присутствуют в офисе. Отчасти это обусловлено значительным сокращением возможностей наблюдать нарушения, касающиеся деловых поездок, подарков и развлечений. И всё же, определенные нарушения, обычно нетерпимые для отдела внутреннего контроля, сохраняются и даже нарастают.

«Случаи буллинга, запугивания и враждебного отношения выросли на 7% для удаленных сотрудников, а сообщения о нецелевом использовании рабочего времени и активов компании выросли на 3%, — пишет Оде. — Сексуальные домогательства остаются примерно на прежнем уровне — таких случаев лишь на 1% меньше для удаленных сотрудников после пандемии».

Более того, в виртуальной среде быстро распространяются новые формы недолжного поведения, такие как неприемлемый фон видеозвонков или недостойное поведение в онлайне. Руководителям отделов внутреннего контроля следует задуматься, как пресечь эту тенденцию.

«Отделы внутреннего контроля в целом прекрасно справляются с введением мер, стимулирующих сотрудников сообщать о нарушениях в условиях офиса, — пишет Оде. — Так, почти все руководители отделов комплаенса создали несколько каналов, чтобы упростить процесс сообщения, а четыре пятых ввели специальные политики против буллинга и ответного преследования».

Что упускают некоторые руководители, так это что у удаленных сотрудников совершенно иные отношения с работодателем, в которых гораздо легче возникает апатия, поскольку компания оказывается где-то далеко, пишет Оде.

«Удаленный сотрудник, закрывший свой ноутбук, уже не на работе: офисная жизнь это нечто отдельное от их повседневной действительности, они не „встроены“ в комплаенс-культуру, — пишет Оде. — Во многих ситуациях удаленный сотрудник не сочтет нужным о чем-то сообщать просто исходя из личных интересов. Он прикинет возможные негативные последствия для себя и решит, что оно того не стоит».

Источник: Пресс-служба компании Gartner