22 сентября 2022 г.
В музее-усадьбе Коломенское с помощью сканера ЭЛАР создадут цифровые копии порядка 2400 фрагментов белокаменного декора храма Вознесения Господня, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, — работы начались в рамках нового этапа по созданию электронного каталога изображений музейных коллекций фонда «Археология» МГОМЗ.
Археологические находки, которые предстоит оцифровать в ближайшее время, были сделаны в траншеях непосредственно около церкви Вознесения, в
«Этот декор не сохранился до наших дней, отчасти был сбит, вероятно, в первые годы существования церкви, — рассказывает заведующая сектором „Археология“ отдела хранения музейных коллекций Ольга Таценко. — Скорее всего, галереи церкви Вознесения в самом начале были очень богато украшены белокаменным орнаментом в виде виноградных гроздьев, листьев аканта и т.д. Точно также, как пилястры и полуколонны внутри храма, орнамент на которых можно увидеть и сегодня. Есть версия, что произошел пожар, еще на момент, когда вокруг строящегося храма стояли деревянные леса, и часть резьбы пострадала, из-за чего было решено заменить ее на более простой и лаконичный декор. Сегодня я вижу, что некоторые фрагменты из нашей коллекции, действительно носят следы пожара».
Каждый, даже самый маленький фрагмент, имеет ряд маркировок — номер по книге поступления, полевая маркировка — номер очередности, в которой он был обнаружен при раскопках, и номер фонда, в котором хранится экспонат. В первую очередь электронные копии музейных предметов создаются для наполнения электронной базы данных комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС), туда необходимо внести все сведения о предмете и снабдить их качественным цифровым изображением. Работа также важна для передачи цифровых копий в Государственный каталог Музейного фонда РФ и для последующей работы с фондом, изучения утраченного декора, создания графических реконструкций, презентаций.
«Еще одна задача — создать электронную базу данных изображений всех фрагментов декора церкви Вознесения, чтобы отчасти реконструировать виды резьбы галереи, — говорит Ольга Таценко. — Эти археологические находки относятся к первоначальному облику одного из немногих памятников ЮНЕСКО на территории Москвы, это не только памятник архитектуры, значимый для России, но и мировая драгоценность. Церковь в очень оригинальном, своеобразном стиле, с явно выраженным итальянским влиянием, с резьбой в стиле эпохи Возрождения. Архитекторы уже смотрели коллекцию, есть описание этих предметов, мы тоже на него ориентируемся. Но пока у нас есть только общее представление, как все эти фрагменты располагались в кладке, мы не знаем деталей и над этим предстоит работать».
Источник: Пресс-служба компании ЭЛАР