11 октября 2022 г.
Покупки приносят людям старшего возраста меньше положительных эмоций, чем молодежи. На первом плане в списке критериев выбора покупок — качество!
- Помимо продуктов и лекарств, наиболее часто потребляемые товары среди людей «серебряного» возраста — это платные медицинские услуги (36 среди 50—64-летних и 23% в группе старше 65 лет), товары для дачи
(29–20%), покупка электроники(30–17%). - Совершают покупки товаров или услуг на интернет-сайтах 30% россиян
50–64 лет и 15% в группе старше 65 лет. - Социальные выплаты являются основным источником дохода для россиян старше 65 лет (69%).
- Средний ежемесячный доход семьи в группе
50–64 лет составил 38 358 руб., после 65 лет — 31 473 руб.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты pro bono (для общественного блага) исследования совместно с порталом «Баба-Деда» об экономических установках россиян старше 50 лет.
«Серебряный» возраст
Меняющаяся демографическая ситуация и старение населения — выраженный мировой тренд, особенно характерный для развитых стран. По мере увеличения доли людей старшего возраста в общей структуре населения, растет и их влияние на все социальные институты, сферы общества, в том числе и на экономику. «Серебряная экономика» включает в себя все стороны спроса и предложения, касающиеся потребностей людей старше 50 лет: одежда, питание, спорт, транспорт, образование, косметология, досуг и многое другое. В ближайшей перспективе в развитых странах именно «серебряное» поколение станет основным потребителем во многих отраслях экономики.
- Численность людей старше 50 лет в общей структуре населения увеличивается во всем мире, в том числе и в России. Сегодня их доля в нашей стране составляет 36%, то есть каждый третий. За 20 лет прирост составил 7% (2002 г. — 42,3 млн. чел.; 2022 г. — 52 млн. чел.)1.
Потребление после 50 лет: платные медицинские услуги, товары для дачи, электроника
Интенсивность потребления товаров и услуг среди «серебряного» поколения ниже, а структура потребления — иная. А вся большая аудитория «серебряного» возраста неоднородна, и дифференцируется по уровню потребления, — по-видимому, на это влияет в большей степени жизненная активность. Чаще всего россияне за последний год покупали электронику (37%), обращались за платными медицинскими услугами (35%), посещали кафе и рестораны (31%), приобретали товары для своих увлечений и хобби (28%), заказывали готовую еду (27%), покупали товары для дачи (26%), проводили досуг в музеях, театрах, кинотеатрах (25%) и тратили деньги на путешествия и экскурсии (23%). Если в общей структуре населения отмечают, что не покупали ничего из перечисленного за последний год 21%, то среди молодежи
Топ-5 потребляемых товаров и услуг заметно меняется в разных возрастных группах:
- Молодежь
(18–34 лет): услуги кафе и ресторанов (49%); покупка электроники (46%); заказ готовой еды (45%); товары или услуги для своего увлечения, хобби (39%); платные медицинские услуги (38%); - Средний возраст
(35–49 лет): покупка электроники (45%); платные медицинские услуги (40%); услуги кафе и ресторанов (37%); заказ готовой еды (33%); путешествия/экскурсии (32%). - Ранний «серебряный» возраст
(50–64 лет): платные медицинские услуги (36%); покупка электроники (30%); товары для дачи (29%); путешествия/экскурсии, товары или услуги для своего увлечения, хобби и посещение музеев, театров, кинотеатров (по 23%); услуги кафе и ресторанов (21%). - Зрелый «серебряный» возраст (65+): платные медицинские услуги (23%); товары для дачи (20%); покупка электроники (17%); товары или услуги для своего увлечения, хобби (13%); посещение музеев, театров, кинотеатров (12%).
После 50 лет на первое место выходят платные медицинские услуги
Покупать — где и как?
Молодежь и люди среднего возраста активнее вовлечены в разнообразные форматы маркетплейсов и онлайн-продаж. Если для покупки товаров и оплаты услуг интернет-сайтами и мобильными приложениями пользовались
- Интернет-сайты и приложения не пользуются популярностью у людей «серебряного» возраста и по той причине, что они проводят меньше времени в интернете, каждый третий россиянин старше 50 лет не пользуется интернетом. А доля heavy user, проводящих в сети более 4 часов в день, среди «серебряного» поколения составляет 15%, что в 4 раза меньше в сравнении с молодежью (57%) и в 2 раза меньше в сравнении со средним возрастом (35%).
- Есть все основания полагать, что вовлеченность «серебряного» поколения в покупки и заказ услуг через интернет будут расти. За период
2017–2021 гг. доля граждан старше 50 лет, использовавших интернет для заказов товаров и (или) услуг, выросла с 22% до 33%2. - Хотя «серебряное» поколение не так вовлечено в онлайн-шопинг, как другие возрастные группы, они достаточно активно используют интернет для получения государственных и муниципальных услуг. Согласно официальным данным, в 2021 г. 72% россиян в возрасте
50–72 лет получали государственные и муниципальные услуги через интернет3. Это указывает на то, что «серебряное» поколение может успешно осваивать сеть для решения своих задач.
При этом молодые чаще других говорят, что найти и купить товар или услугу, которые они действительно хотят, для них очень легко (29%), в группе 50+ показатель ниже на
Шопинг как радость, шопинг как грусть
Основной режим выбора товаров и услуг для россиян на сегодняшний день — это качественный и нужный товар. Больше половины граждан отметили, что берут то, что лучше качеством, даже если оно дороже (62%), а 78% предпочитают искать нужную вещь, даже если поиск занимает много времени. Эта стратегия характерна для всех возрастных групп, но качество товаров оказалось приоритетнее для молодежи
Потребление для «серебряного» поколения и молодежи, среднего возраста — это не одно и то же. После 50 лет покупки реже приносят радость и любые другие положительные эмоции, но чаще — разочарование и грусть. Если среди 18—34-летних положительные эмоции испытывают 89%, то среди «серебряного» поколения — 53%. В топ-5 наиболее распространенных эмоций от покупок для россиян вошли в основном позитивные переживания: радость (20%), любопытство (16%), увлеченность (15%), уверенность (11%), разочарование (10%). После 50 лет все перечисленные эмоции называются реже, то есть приобретение товаров или услуг уже не приносит столько положительных впечатлений, а среди тех, кто старше 65 лет, и вовсе на втором месте находится вариант «разочарование» (12%), в пятерку эмоций также входит нервозность, стресс (8%).
Основной фактор негатива от покупок — высокая стоимость товаров или услуг, на него указали 53% тех, кто испытывает подобные неприятные эмоции. Кроме этого, людей расстраивает низкое качество товаров или услуг (24%). Эта характеристика покупки особенно важна для «серебряного» поколения
И о доходах людей «серебряного» возраста
Структура доходов россиян «серебряного» возраста заметно отличается от доходов людей молодого и среднего возраста. В целом у населения основными являются два источника доходов — заработная плата (60%) и социальные выплаты (46%). Для молодежи
Расширенное домохозяйство, в котором проживают несколько человек (как правило, взрослые и дети), позволяет оптимизировать расходы и иметь несколько источников дохода. Такие домохозяйства, в которых проживают
- Чем больше размер населенного пункта, тем выше средний доход семьи после 50 лет: в городах-миллионниках он составляет 43 934 руб., а на селе в полтора раза меньше — 29 738 руб.
- Доход также имеет прямую связь с уровнем образования, в группе имеющих одно или два высших образования средний доход составил 41 424 — 48 565 руб., что заметно превышает аналогичный показатель в группе имеющих неполное среднее образование или начальное (26 825 — 23 400 руб.).
- «Очень хорошее» материальное положение по самооценке «серебряного» поколения составляет 29 435 руб. на одного члена семьи. Это в 2,5 раза выше, чем «очень плохое» — 11 547 руб.
Резюме
Несмотря на то, что люди «серебряного» возраста потребляют меньше товаров и услуг, чем молодежь и средний возраст, численно они остаются весомой группой потребителей, и в ближайшей перспективе их доля в общей структуре населения будут увеличиваться.
Структура потребления в группе 50+ иная, но критерии выбора товара и услуг не меняются — качество и соответствие потребительскому запросу. При этом старшее поколение чаще других сталкивается с трудностями поиска нужного товара или услуги.
Несмотря на то, что «серебряный» возраст может использовать сеть Интернет для решения своих задач и большая часть их них являются пользователями Сети, при покупке товаров и услуг они ориентированы на традиционные форматы — офлайн-продажи. При этом есть все основания полагать, что практики онлайн-покупок среди россиян 50+ будут нарастать.
В группе «серебряного» возраста меняется и структура доходов, но на смену заработной плате приходит доход от дачного участка. И хотя у них в целом меньше источников дохода, среднедушевой доход в семьях россиян, независимо от возраста, примерно одинаков, а значит, и потребительские возможности не падают после 50 лет.
1 — Федеральная служба государственной статистики, численность и состав населения по возрастным группам
2 — Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказов товаров и (или) услуг, по типам поселения и половозрастным группам.
3 — Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, по типам поселения и половозрастным группам.
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ