8 ноября 2022 г.
Приложить к ушибленному месту подорожник — традиция давняя, хотя с медицинской точки зрения действенность такой процедуры несколько, скажем так, сомнительна. Российские заказчики ИТ-оборудования после ухода из страны множества глобальных вендоров тоже испытали нешуточный удар, однако здесь подорожник не сработает даже на уровне психосоматики: к серверам, СХД, маршрутизаторам и иным элементам высокотехнологичной инфраструктуры прикладывать его бессмысленно (да уже и не сезон).
ИТ-компания КРОК отмечает рост спроса на техподдержку аппаратного и программного обеспечения: «Практически во всех сегментах российского рынка количество таких запросов с начала 2022 года выросло более чем в 10 раз — на поддержку ПО, и почти в два раза — на сервисное обслуживание оборудования. Больше всего запросов приходится на поддержку и обслуживание критичных для бизнеса систем, а также на сохранение работоспособности решений зарубежных вендоров, локализацию инфраструктуры глобальных игроков и миграцию на российские продукты в рамках импортозамещения. Для многих компаний, чьи бизнес-процессы были сформированы на иностранных решениях, сегодня актуальной становится задача — построить переходную архитектуру. Бизнес нуждается в надёжном enterprise-партнёре, который с учётом индивидуальных требований, предметной области и меняющихся обстоятельств сможет предложить оптимальное решение для ИТ-инфраструктуры».
Механизмы рецифровизации
Цифровая трансформация бизнеса, о которой столько было разговоров в последние годы, в России шла довольно высокими темпами — и далеко не только в центральных её регионах. За счёт сокращения издержек и повышения скорости обработки информации, вложенные в ИТ-инфраструктуру средства сравнительно быстро окупались.
Значительная доля заказчиков в ходе цифровизации осознанно делала ставку на глобальные бренды с длинной историей: логично ведь было рассчитывать, что компания, десятилетиями исправно снабжавшая весь мир маршрутизаторами, серверами или корпоративными ERP-системами, продолжит это делать на прежнем высоком уровне ещё много лет подряд. Увы, события, последовавшие за февралем, наглядно продемонстрировали, что мир вовсе не так глобален, как мы привыкли считать. Но теряет ли из-за этого актуальность цифровая трансформация бизнеса, в том числе и в самых отдалённых регионах России?
Нет, конечно же; просто сегодня как никогда необходима рецифровизация — пересмотр самого подхода к построению инженерной и ИТ-инфраструктуры. На место вендороцентричной модели, в рамках которой заказчики выбирали наиболее подходящее для себя предложение из ограниченного числа доступных (и при необходимости дорабатывали приобретённое при помощи всё тех же интеграторов или самих вендоров) приходит клиентоориентированная, подразумевающая безусловный приоритет реальных потребностей заказчика — и подбор с адаптацией под них решений из гораздо более широкого, чем прежде, круга платформ и продуктов.
Наиболее наглядный пример здесь — великий и ужасный SAP, в котором американские программисты, исходя из потребностей своего базового рынка, исходно реализовали одни лишь односторонние проводки. В результате доработка SAP для нужд российской бухгалтерии (с ключевым для неё принципом двойной записи) всякий раз требовала изрядных усилий дорогостоящих высококвалифицированных программистов. В то же время практически все «одноклассники» этой платформы отечественной разработки по умолчанию реализуют необходимую — отечественному же заказчику — функциональность.
Вместе с тем выраженная клиентоориентированность актуальной для России цифровой трансформации резко повышает требования к квалификации и объёму компетенций компании-интегратора, по поручению заказчика за эту цифровизацию (или рецифровизацию, если речь идёт о перестройке уже действующей ИТ-инфраструктуры) берущейся.
Выбирать среди предложений трёх, пяти, даже десяти всемирно известных брендов — задача не самая сложная, особенно если исходно делать ставку на моновендорное решение. Принципиально иного уровня проблема — построение эффективно функционирующей инженерной и ИТ-инфраструктуры из обширного пула разнородных программных и аппаратных решений, которые необходимо будет не просто скомпоновать и запустить, но и поддерживать в работоспособном состоянии долгое время, обеспечивая клиентам по всей территории России своевременную поддержку, замену комплектующих, обновление ПО и иные услуги.
В знании — сила
В представляющиеся сегодня невероятно далёкими времена «IT-business as usual» главными игроками на рынке высокотехнологичных решений — как мировом, так и российском — выступали вендоры, причём по большей части глобальные. И это при том, что на аппаратном уровне подавляющая часть ИТ-инфраструктуры строилась — и строится по сей день — на общедоступных компонентах (процессоры, модули памяти, сетевые контроллеры и т. п.). Более того: число контрактных предприятий, производящих сборку оборудования из стандартизованных компонентов по заказу всё тех же вендоров, весьма ограничено. Но всё же несовместимость между аппаратно-программными глобальными ИТ-платформами год от года становилась всё более очевидной.
Интегрировать отдельную СХД либо маршрутизатор под одним брендом в комплексную систему сопровождения и поддержки другого теоретически можно (совместимость на уровне «железа», базового ПО и протоколов обмена данными никуда не девается), но на практике это чрезвычайно трудозатратная работа с непредсказуемым итогом — и, вдобавок, долгосрочной гарантии на такую искусственно достигнутую взаимную совместимость никто не даст. Ведь современные ИТ-решения в значительной мере программно-зависимы, и потому действенность и безопасность их работы во многом определяет своевременность обновления программного кода. Который, в свою очередь, каждый вендор выпускает для производимых под собственной маркой устройств, в расчёте на их слаженное взаимодействие между собой — но никак не со сторонними продуктами.
Вот почему обращение с серверами, СХД, ПК и тем более корпоративными программными платформами различных брендов требует специализации по каждому из таких решений. И вот почему уход с российского рынка глобальных вендоров стал для множества российских заказчиков настолько тяжёлым ударом. Если инфраструктура такого клиента моновендорная, ещё полбеды — обычно в таких случаях инженеры и ИТ-специалисты заказчика нарабатывают опыт и овладевают экспертизой, достаточной для сопровождения и обслуживания соответствующих решений, — однако всё равно остаётся проблема своевременного обновления программного кода и снабжения запчастями. В случае же мультивендорной инженерной и ИТ-инфраструктуры положение клиента может оказаться и вовсе бедственным.
Российские заказчики даже в нынешней непростой ситуации (усугублённой вдобавок оттоком немалого числа ИТ-специалистов за рубеж) не остаются со своими неурядицами один на один. Помочь им готовы многопрофильные ИТ-компании. Их экспертиза позволяет разрешать сиюминутные и частные затруднения клиентов более комплексно, поднимая их от уровня «ой, перестал работать SAP, помогите!» до осознания необходимости коренной перестройки всей ИТ-инфраструктуры и понимания планов ее дальнейшего развития. Но сервисные компании также сильно разнятся. Есть те, кто сосредоточился на минимальном количестве вендоров, и имеет пусть многолетний, но весьма ограниченный опыт. Есть те, кто умеют практически всё, знают рынок продуктов и решений, тестируют его на совместимость в своих лабораториях и опираются на заметно большую экспертизу.
«В новой ситуации опыт КРОК на сервисном рынке более 20 лет и работа с более 100 вендорами означает наличие огромной экспертизы, которая позволяет видеть рынок, потребности заказчика более широко, чем просто „помощь в связи с уходом вендора“, например. Ключевыми определяющими факторами при выборе сервисного подрядчика становятся компетенции: их должно быть накоплено немало. Наличие собственных лабораторий, где относительно новое для рынка оборудование тестируется на совместимость и замещаемость с прочими решениями. А также склад ЗИП — сформированный и объёмный, а не формируемый с нуля. Мы нередко сталкиваемся с тем, что заказчик просит доступ на склад, проходит по нему со списком оборудования, требуемого по контракту, удостоверяется в наличии. Заодно просит провести техническое интервью с одним из экспертов команды, которая работает на нужном сервисе. Такие простые действия помогают быстро отсеять компании, которые не в состоянии обеспечить нужный уровень сервиса по договору либо гарантированную замену оборудования, — говорит Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем ИТ-компании КРОК. — Мы стремимся содействовать клиентам в выводе аппаратной, программной и сервисной компоненты цифровизации их бизнеса на совершенно новый уровень, принципиально более устойчивый к любым геополитическим катаклизмам. Причём делать это по всей территории России».
Ресурсы, опыт, компетенции
Безусловно, если заказчик прямо в канун событий февраля успел основательно вложиться в аппаратно-программные платформы брендов, ныне официально порвавших связи с Россией, он будет рассматривать необходимость рецифровизации как досадный удар по своему бюджету. Да и в любом случае незачем заменять то, что и так работает — ведь в отдельные ИТ-системы были вложены сотни миллионов рублей; на их внедрение и доработку ушли годы. Поэтому порой выгоднее и логичнее всеми силами поддержать действующую ИТ-инфраструктуру, но при этом потребуется привлечь сервисного партнера, кто фактически возьмет на себя заботы, которые ранее выполнял вендор: по обеспечению работоспособности, безопасности оборудования.
«Менять любой элемент инженерной или ИТ-инфраструктуры имеет смысл лишь в тот момент, когда он в своём нынешнем состоянии начинает ограничивать бизнес-возможности заказчика. В ближайшие
Вместе с тем перестройка ИТ-инфраструктуры на вендорозамещённый лад всё-таки выгодна в стратегической перспективе; особенно для тех заказчиков, что планируют развивать свой бизнес в нынешних кризисных — а значит, открывающих недоступное в спокойные времена окно возможностей — условиях. Компаний, способных скомпоновать не просто функциональную на данный момент, но и готовую к эффективному масштабированию инфраструктуру из огромного пула доступных на рынке решений, не так уж много.
Более того, обслуживание этой системы из разнородных компонентов также потребует сопровождения, и тут снова во главу угла встанет опыт работы с конкретными продуктами. «Накопленный компанией КРОК набор компетенций позволяет ей выступать в роли не просто сервисной компании, а полноценного сервис-партнёра, — говорит Сергей Пауков. — Иными словами, вместо ситуационной поддержки („поломалось — починили“) КРОК, опираясь на собственную практику и услуги, предлагает клиентам помощь в развитии их бизнеса, принимая на себя все заботы об аппаратно-программной платформе цифровой трансформации».
До самых до окраин
Ещё сложнее складываются обстоятельства в отдалённых регионах: ситуация там с техподдержкой, организуемой силами местных ИТ-компаний, довольно плачевная. Вытянуть крупные системы региональных представительств такие компании зачастую не в силах — и не только по причине отсутствия заблаговременно закупленных ЗИП, но и из-за недостаточности накопленной практики и экспертизы, нехватки опыта с масштабными проектами.
И всё же выход есть. Крупные поставщики работают с регионами по различным схемам, предлагая хотя и однозначно не самые экономные, но заведомо надёжные варианты. И ключевые критерии, которые гарантируют успех, остаются в данном случае прежними: склады ЗИП в ближайшем доступе, обширные компетенции и отработанные схемы удалённой работы или работы с выездами на место.
«Все действуют по-разному. Кто-то увеличивает сроки SLA, чтобы предусмотреть доставку оборудования с центральных складов. Кто-то работает с региональной сетью субподрядчиков. Мы, например, создаём склады ЗИП под заказчиков из регионов, в соответствии со SLA и объёмами договоров, что позволяет нам и в отдалённых территориях соблюдать сроки реакции на запросы по поддержке. Такой навык тоже не новый: он нарабатывался годами. И, как показывает практика, позволяет решать инциденты с большей скоростью и высокой эффективностью», — говорит Сергей Пауков.
Склад запчастей КРОК представлен более чем 930 тыс. единиц оборудования от 84 вендоров. Причём тут, как и на ключевых складах, ведётся регулярное пополнение оборудования. Подход к этому вопросу основывается не только на потребности в рамках заключённых договоров, но и на экспертной оценке спроса со стороны рынка. В этом ещё одно принципиальное отличие интегратора с опытом от новообразовавшихся компаний: модель его бизнеса проверена временем и потому априори устойчива, в том числе и на региональном уровне.
Актуальные тенденции в геополитике, напрямую отражающиеся в мировой экономике, заставляют с высокой вероятностью предположить, что возврата на ИТ-рынке к ситуации «всё как было» не предвидится — по крайней мере, в ближней и среднесрочной перспективе. При этом потребности ИТ-заказчиков в поддержании штатной работоспособности их ИТ-инфраструктуры не только никуда не деваются, но и неуклонно растут по мере всё более глубокого проникновения цифровой трансформации в самые разные отрасли хозяйства.
На этом фоне клиентам необходимо провести тщательный аудит своего аппаратно-программного парка, оценить масштабы и наметить сроки неизбежной рецифровизации, позаботиться о техническом сопровождении и обслуживании как ныне действующих, так и будущих элементов своей инфраструктуры — причём не только в центральных областях РФ, но и на периферии. Для этого имеет смысл обращаться прежде всего к надёжным поставщикам сервисных услуг для инженерных, мультимедиа и ИТ-систем, обладающим многолетним опытом, обширными компетенциями и связанным партнёрскими отношениями с сотнями вендоров, российских и глобальных, — к таким, как успешно реализующая ныне десятки проектов поддержки мультивендорных решений по всей территории страны компания КРОК.
На правах рекламы
Источник: Максим Белоус, IT Channel News