2 декабря 2022 г.
В этом году россияне стали меньше ходить в гости и посещать заведения общепита, но отечественное кино и сериалы смотрят по-прежнему активно.
- Каждый четвертый россиянин в этом году стал реже ходить в гости, собираться с друзьями, коллегами (26%).
- Каждый пятый стал реже посещать места общественного питания (22%), треть отметили, что делают это так же часто, как раньше (30%).
- Больше половины россиян сказали, что в этом году не стали чаще или реже смотреть отечественные фильмы и сериалы (56%).
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет вторую часть исследования, проведенного в рамках спецпроекта с РИА Новости и посвященного тому, что изменилось в жизни россиян в этом году.
Рестораны, кафе и встречи с близкими
Уходящий год так или иначе повлиял на многие повседневные практики. Ранее ВЦИОМ публиковал результаты исследования о возросшей потребности россиян в общении с близкими и стремлении больше заботиться о своем здоровье. При этом только 7% наших сограждан стали в этом году чаще ходить в гости, больше половины делают это так же, как раньше (56%), а каждый четвертый стал ходить в гости и собираться с близкими реже, чем обычно (26%). Основная группа, которая заметно чаще стала ходить в гости в этом году, — молодежь
Треть наших сограждан в этом году не изменили свои привычки относительно посещения кафе, ресторанов и других мест общественного питания (30%). Реже стали это делать 22%, а чаще — только 3%, среди 18-24-летних — 13%.
- Чаще других стали ходить в кафе и рестораны жители Северо-Кавказского (11%) и Дальневосточного (10%) федеральных округов — в три раза чаще, чем россияне в целом (3%).
Сократили расходы на питание в кафе и ресторанах преимущественно россияне
- 43% россиян сообщили, что не посещали ранее места общественного питания и не делают этого сейчас. Отказ от посещения кафе и ресторанов в большей степени обусловлен возрастом и территорией проживания: среди россиян старше 60 лет показатель достигает 70%, а жители села и небольших населенных пунктов численностью до 100 тыс. человек не посещают общепит гораздо чаще, чем жители Москвы и Санкт-Петербурга
(49-53% vs. 29%). По федеральным округам максимум пришелся на Сибирский округ — 56%, что на 13 п.п. выше, чем по России в целом. - Еще один фактор — медиапотребление, среди постоянных зрителей ТВ и тех, кто не пользуется ни ТВ, ни интернетом, процент не посещающих общепит достигает
72-77%. - Российский кинематограф на фоне западных санкций
Кинематограф — одна из пострадавших отраслей на фоне западных санкций. Российский медиарынок оказался в изоляции, а привычный для отечественного зрителя голливудский полный метр, который формировал тренды, пропал из кинотеатров. С одной стороны, это может стать импульсом для российского кино, с другой — развиваться в отсутствии конкуренции сложно. Больше половины наших сограждан продолжают смотреть отечественные фильмы и сериалы так же, как и раньше (56%). Стали делать это чаще 13% россиян. Среди 45-59-летних и граждан, довольных своими доходами, — 16%. Процент выше также среди жителей населенных пунктов численностью
- Каждый пятый признался, что не смотрит российское кино (19%). В основном это обусловлено возрастом, медиапотреблением и урбанизированностью. Среди 18-24-летних показатель составил 27%, то есть каждый третий, это в 2,3 раза выше в сравнении с 45-59-летними (12%). Жители обеих столиц также не смотрят отечественные фильмы и сериалы в 27% случаев, на селе показатель ниже почти в два раза — 15%.
- Активные потребители интернета отказываются от российского кинематографа в три раза чаще, чем активные телезрители (34% vs. 12%).
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ