6 февраля 2023 г.
Розничные цены на ноутбуки в РФ в начале года ощутимо снизились по сравнению с осенними: как сообщают «Известия», отдельные модели в моменте продавались на 15, 20, а то и 30% дешевле. Не самая привычная для нашего рынка ситуация — особенно с учётом того, насколько отличаются курсы доллара сегодня и в октябре
Главная причина столь разительного удешевления мобильных ПК — глобальный кризис их перепроизводства, а за таким кризисом чаще всего следует сопоставимый по длительности период недопоставок, на протяжении которого восстанавливается баланс спроса и предложения. Так что продолжающим ориентироваться на Россию вендорам имеет смысл плотнее работать с каналом, чтобы закрепить свои позиции на падающем (по маржинальности) рынке.
Заработало! Ура?
В первые недели и даже месяцы после легализации параллельного импорта (в том числе высокотехнологичной продукции) и начала активной кампании по импортозамещению в РФ многие игроки скептически высказывались о перспективности мультимодальных поставок. Как показывает почти уже годичная практика, опасения эти в целом не оправдались: источники «Известий» недвусмысленно свидетельствуют об уверенном превышении предложения над спросом — по крайней мере, в сегменте ноутбуков, реализуемых в розницу.
Да, цены снизились не на все модели и не всех брендов, но общий тренд именно таков — причём подвержены ему как ввозимые по параллельному импорту устройства, так и поставляемые импортозамещающими вендорами (российскими и китайскими, прежде всего). Момент насыщения спроса и перехода рынка в перегретое состояние эксперты относят к ноябрю-декабрю, а наиболее существенный дисконт покупателям предлагают сегодня, как нетрудно догадаться, на геймерские ноутбуки — ценовое позиционирование которых традиционно крайне высоко.
Эксперты отмечают, что формально ушедшие из России глобальные вендоры не слишком-то заинтересованы в полном сворачивании продаж отечественным потребителям (и корпоративным заказчикам тоже, но это совершенно отдельная тема). Да, российский рынок мобильных ПК в мировом масштабе крайне мал: по данным GS Group, за неполный 2022 г. (с января по ноябрь) в страну было ввезено лишь 2,76 млн ноутбуков — что, кстати, на 65% меньше, чем за тот же период годом ранее. И в лучшие-то годы приходившаяся на Россию доля этого сегмента глобального ИТ-рынка колебалась около 2%, так что принципиальных технических затруднений с насыщением нашего локального спроса на эти устройства мировая ноутбукостроительная отрасль никак испытывать не может.
И насыщение это в последнее время производится по двум направлениям взамен прежнего единственно законного, — официальных поставок через торговый канал. Первое направление обеспечивают продолжающие ориентироваться на Россию ноутбучные бренды, как отечественные, так и китайские. Они как раз к декабрю
Важно отметить, что приобретать такие устройства покупателей заставляет не одна лишь ностальгия — даже в сочетании с уверенностью, что ПК под всемирно известной маркой в среднем окажется более качественно собранным и долговечным, чем изделие с неведомым им прежде шильдиком. За десятилетия присутствия на российском рынке глобальные вендоры воспитали, прямо или косвенно, целую армию прекрасно знакомых с их техникой профессионалов — специалистов службы техподдержки, в первую очередь. Так что при прочих равных найти специалиста, готового заведомо качественно реконфигурировать или починить ноутбук всемирно известного бренда, сегодня априори проще.
Внешний фактор
Тем временем ноутбучный сегмент мирового ИТ-рынка тоже лихорадит: по оценке TrendForce, отгрузки готовых мобильных ПК ODM-изготовителями своим заказчикам по итогам 2022 г. составили лишь 186 млн единиц, — на целых 24,5% меньше, чем в
Кстати, и в США, и в КНР под конец прошлого года (и в начале нынешнего) розничные цены на ноутбуки также снижались — по причине чрезвычайно активных маркетинговых действий ритейлеров, направленных на увеличение объёмов продаж даже в ущерб маржинальности.
Иными словами, это были скидки, обусловленные не столько конкурентным соперничеством, сколько стремлением участников канала освободить склады от моделей уходящего сезона — в расчёте на новые поступления, предположительно более привлекательные для потребителей. Однако в целом, свидетельствуют в TrendForce, усилия эти оказались во многом тщетными, так что поставщики ноутбуков и за пределами РФ вынуждены будут торговать почти что себе в убыток на протяжении едва ли не всего первого полугодия
С точки зрения покупателя, располагающего хотя бы минимальными средствами, это неслыханная удача: сегодня действительно можно купить вожделенный мобильный ПК по чрезвычайно привлекательной цене. Но для канала и отрасли в целом кризис перепроизводства — всегда тяжкое бремя, поскольку инвестировать сколько-нибудь серьёзные средства в развитие в этот период решительно невозможно. А значит, когда склады всё-таки освободятся от залежавшихся из-за макроэкономических неурядиц ноутбуков, может статься так, что заполнить их снова быстро не выйдет.
Не стоит забывать о прикладываемых администрацией США немалых усилиях к тому, чтобы стимулировать вывод сборочных ИТ-предприятий (в том числе ноутбучных) с территории КНР. Ведущие американские вендоры мобильных ПК ставят своей целью довести уже к концу текущего года долю собираемых для них в одном только Вьетнаме ноутбуков до 30%, — а есть ведь ещё Индия, Мексика, Филиппины и т. д. К 2027 г., по оценкам аналитиков, на ODM-фабрики в материковом Китае будет приходиться не более
Однако строительство новых производств, особенно ускоренное, требует немалых инвестиций, — а откуда их взять, если продажи тех же ноутбуков снижаются, а стоимость кредитных денег вследствие роста учётных ставок центробанков по всему миру растёт? Одним из действенных рецептов сохранения маржинальности поделилась недавно с общественностью глава AMD Лиза Сю (Lisa Su), прямо заявившая: «Мы недопоставляли продукцию в канал на протяжении последних двух кварталов [2022 г.] — и продолжим её недопоставлять, хотя уже и в меньших масштабах, в I кв
Речь здесь шла о центральных и графических процессорах, спрос на которые в последнее время тоже по понятным причинам снизился в мире, но и к сегменту ноутбуков эта стратегия вполне применима. Пользуясь сокращением объективной потребности рынка в мобильных ПК, американские (и прочие считающие для себя рынок США приоритетным) вендоры получат возможность убедительнее стимулировать своих ODM-партнёров переносить производства за пределы КНР — причём не в ущерб урезанным планам поставок новых моделей. В результате уже к концу текущего года одновременно с уменьшением объёма ноутбучного рынка в штуках может начаться рост средней розничной цены на остающиеся в продаже мобильные ПК.
Российскому ИТ-каналу есть смысл принимать эту вероятность в расчёт — и соответствующим образом выстраивать взаимодействие как с официально покинувшими Россию, так и с остающимися в стране вендорами ноутбуков. По мере выравнивания мирового баланса спроса и предложения параллельный импорт ставших привычными за десятилетия брендов будет оказываться всё менее доступным и выгодным, тогда как безусловные достоинства новых марок — прямой доступ к комплектующим гарантированного качества, заведомо бóльшая доступность, готовность поставлять предварительно сконфигурированные под определённый проект партии оборудования, непрерывно растущая сеть авторизованных сервисных центров — с течением времени лишь продолжат усиливать свою значимость.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News