10 марта 2023 г.
Когда в середине прошлого года часть ЮАР охватили беспорядки, среди прочих разграблению подвергся крупный склад продукции Samsung в Като-Ридж, — и вывозили из него в основном крупнопанельные телевизоры как наиболее удобный и ликвидный (с прицелом на последующую подпольную реализацию) товар. Каково же было, надо полагать, изумление тех, кому в итоге эти устройства достались, когда в один прекрасный момент они попросту выключились — и отказались включаться!
Всё дело в то, что вендор задействовал интегрированную в свои новые модели функцию TV Block, что как раз и предназначена для блокировки нелегитимным образом заполученных видеопанелей. При первом включении телевизор должен пройти процедуру активации, подразумевающую, в частности, пересылку на сервер компании прошитого в микрокоде серийного номера. И если данное устройство было внесено в базу вендора как украденное, происходит его полная блокировка. Да, можно избежать этой неприятности, если не налаживать связь ТВ с Интернетом, но тогда в любом случае остаются недоступными целый ряд привлекательных для потребителя функций.
Подобных сюрпризов современная умная техника будет демонстрировать своим владельцам (в том числе и вполне добросовестным) со временем всё больше. И совершенно не факт, что массовый потребитель с готовностью примется переплачивать за такую непрошеную функциональность — хотя в данном конкретном случае адекватность её применения вполне очевидна. Каналу (да и импортозамещающим вендорам) неплохо было бы иметь в виду, что заметную часть потенциальных клиентов избыточное умствование ИТ-товаров (в которые успела уже превратиться немалая доля бытовой техники) может не привлекать — а, напротив, отпугивать.
Это даже не его принтер
Ещё в конце 2021 г. против американского подразделения Canon был подан иск с требованием компенсации в 5 млн долл. за то, что приобретённый клиентом многофункциональный аппарат Pixma MG2522 отказался работать после того, как чернила в его картриджах закончились. Отказался работать во всех смыслах — и как факс, и как сканер, хотя ни для той, ни для другой функциональности чернила, ясное дело, не требуются.
Логика вендора в данном случае понятна: если встроенный в картридж чип сигнализирует об исчерпании запасов чернил, надо заставить владельца аппарата приобрести новый оригинальный картридж — для чего технически проще полностью блокировать работу МФУ. В случае аппарата с СНПЧ подобная тактика не действует, — именно потому струйные машины с непрерывной подачей чернил в среднем продаются в розницу ощутимо дороже, чем сопоставимые по характеристикам модели, но со сменными картриджами.
Уловка сравнительно невинная, но если у покупателя есть выбор, приобрести МФУ глобального бренда, для запуска даже факса в котором необходимо предварительно проверить уровень чернил в оригинальном картридже, или взять не столь раскрученную модель, узел сканирования которой будет бесстрастно оцифровывать документы вне зависимости от состояния узла печати, — выбор (особенно в нынешних реалиях) вполне очевиден.
Холодно, ещё холоднее... платёж прошёл!
Летом прошлого года почти незамеченной — на фоне актуальных глобальных событий — прмелькнула новость о том, что BMW без особого шума начала предлагать в целом ряде стран активацию определённых возможностей своих авто по подписке. Ну, например: кому нужен летом подогрев сиденья? Зимой — дело другое, но не устанавливать же нагревательные элементы под кожаную обивку у официального дилера вместе со сменой резины на зимнюю, верно?
Вот и нашли маркетологи знаменитого бренда изящный выход: подогрев сидений по подписке. Для обоих кресел переднего ряда эта услуга обходится немногим менее 20 долл./мес., а если нет желания возиться с регулярной оплатой каждый сезон, примерно за 415 долл. можно оформить безлимитную активацию. Впрочем, BMW ещё в
Термин «пользователь» здесь недаром употреблён вместо более греющего душу автолюбителя «владелец» — учитывая, насколько всё более компьютеризованными становятся от поколения к поколению современные авто. Понятно, что в сравнении с ценой новенького BMW запрашиваемые производителем за «пакет звуков легендарного спорткара» (IconicSounds Sport package, и это не шутка) 117 долл. — сумма смешная, тогда как удовольствие от того, что тихий и сдержанный седан при нажатии на педаль газа будет рычать гоночным болидом, — бесценно. Однако немало покупателей начинают задаваться вопросом, в какой степени их всё ещё можно называть полноправными владельцами стремительно умнеющих авто, а в какой — пусть продвинутыми, но всё-таки пользователями?
Ближе к делу
Подписочная модель и прямое управление функциональностью вроде бы приобретённого в собственность, но по сути находящегося лишь в пользовании у покупателя высокотехнологичного устройства — дело чрезвычайно выгодное для вендора, но как минимум неоднозначное для канала. И уж совершенно точно не подходящее для актуальных российских реалий — особенно если штаб-квартира упомянутого вендора располагается в недружественной стране.
Мы уже писали о планах Intel вывести на рынок в обозримом будущем серверные процессоры с оплатой по мере использования: чем интенсивнее нагрузка, чем больше задействовано вычислительных узлов, тем внушительнее будет оказываться сумма выставленного заказчику счёта. Нет никаких препятствий к тому, чтобы аналогичные предложения появились у AMD или Nvidia — особенно ориентированные на серверный рынок. ЦОДы, большие и малые, вендорам контролировать значительно проще, чем персональные компьютеры (или те же принтеры) — хотя, как показывает практика Canon, о которой говорилось в начале материала, и на этом уровне контроль может быть достаточно жёстким.
При этом если ПК или смартфон без доступа в Интернет в наше время практически бесполезен, то принтер вполне можно держать «в тени» локальной сети, заблокировав внешние коммуникации для него на маршрутизаторе. А уж бытовую технику — тем более. В конце февраля эксперты Wall Street Journal с некоторым удивлением обнаружили, что — по данным крупнейших поставщиков бытовой техники для рынка США, таких как Whirlpool и LG, — постоянный доступ в Интернет получают лишь менее половины реализуемых в стране новейших холодильников, кондиционеров, микроволновок и прочих гаджетов, оборудованных встроенными модулями Wi-Fi и рассчитанных на взаимодействие с соответствующими смартфонными приложениями. Проводись подобное исследование в России, процент этот, надо полагать, был бы ещё меньше.
На шаг впереди
Вендоров такое положение дел откровенно тревожит. Продавать дополнительные услуги по подписке на устройство, владелец которого удержался от превращения в пользователя, невозможно, — ему, очевидно, дополнительная функциональность не требуется. Показ партнёрской рекламы в приложении, продажа собранных этим приложением данных на сторону, иные дополнительные пути получения прибыли для вендора закрыты. А ведь средства на интеграцию модуля Wi-Fi и разработку ПО уже потрачены! Сплошной убыток.
Тем временем в Сети появляются всё новые сообщения о нежелательном либо неприятно неожиданном для пользователей поведении умных вещей. То робопылесос Roomba отправит на служебный сервер (доступ к которому, как выясняется, получить со стороны крайне просто) не самые, скажем так, приличные фотоснимки, сделанные им в процессе уборки; то полиция Огайо выдаст ордер на получение доступа к записям видеодомофона Ring в частном доме, около которого мог пробежать опасный подозреваемый — не принимая в расчёт готовность пользователя этой камеры делиться информацией. И таких примеров чем дальше, тем будет становиться больше.
В России, впрочем, подобные ситуации если и станут фиксироваться, то в незначительных количествах: введённые Западом рестрикции в этом отношении играют на руку тем владельцам умных гаджетов, что не стремятся превращаться в их пользователей с крайне урезанными правами.
Однако по мере развития импортозамещения у многих новых вендоров наверняка начнёт возникать искушение предлагать широкому кругу потребителей подписочную модель вместо транзакционной — в расчёте на предсказуемый и гарантированный, пусть и не слишком полноводный, приток денежных средств уже после реализации своих гаджетов. И вот здесь действовать надо будет крайне осторожно: в условиях неустоявшегося рынка и активного противостояния брендов, которое нас наверняка ожидает, любое пренебрежение законными ожиданиями покупателя грозит обернуться для опрометчивого вендора по меньшей мере тактическим поражением в конкурентной борьбе.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News