28 июня 2023 г.
Вслед за финансовым сектором, который одним из первых стал активно применять инструменты бизнес-аналитики, все больше интереса к ним проявляют компании FMCG и ритейл, чтобы сохранить привычный уровень качества и функционал IT. Когда необходимо внедрять эти системы, чтобы выполнить планы по развитию компании, рассказывает заместитель директора департамента бизнес-приложений КРОК Екатерина Мелькова.
Зачем ритейлу и FMСG нужны системы бизнес-аналитики
При наличии контакта с розничными сетями и маркетплейсами FMCG — обладатели огромных массивов данных о клиентах, контрагентах, хранении продуктов, динамике продаж и т. д. Каждая покупка, каждое действие потребителя фиксируется системами учета. Поэтому у любой компании возникает желание использовать эти данные для принятия решений на самом разном уровне.
Представители сферы производства товаров массового спроса обычно обращаются с запросами на готовые визуализации на базе уже имеющихся у них данных. Они хотят получить динамические дашборды, которые позволят решать текущие бизнес-цели.
Проблемы при внедрении систем бизнес-аналитики
Долгое время в России главными решениями на рынке бизнес-аналитики были системы Power BI, Tableau и Qlik, а для хранения и обработки данных использовались продукты SAP, Oracle, Teradata. Сейчас они остановили деятельность в нашей стране, и российские пользователи остались без техподдержки. В связи с этим все больше компаний стали интересоваться возможностями отечественных BI-систем.
Наша команда экспертов уже более 5 лет успешно внедряет у своих заказчиков BI-системы, в том числе российские. Наши специалисты умеют подбирать новые решения под выстроенную инфраструктуру, знают, какое решение больше похоже на ту или иную иностранную платформу по функционалу, и могут подобрать аналог.
В целом, на рынке присутствует около 40 российских вендоров в этом сегменте, одним из лидеров являются BI-решение от Visiology, которое отлично зарекомендовало себя в разных отраслях, в том числе — в промышленности. Сейчас вендор работает над тем, чтобы предложить пользователям безболезненную миграцию с системы Microsoft. Это решение отлично подходит тем, кому требуется ad-hoc-аналитика (отчетность по желанию в любой момент времени). У них есть конструктор отчетов, похожий на Power BI, своя база данных, свой OLAP, голосовой помощник, хорошее мобильное приложение. Одновременно с этим на платформе активно развивается поддержка аналитического языка DAX, который отличается идентичным Power BI синтаксисом. На сегодняшний день это самый популярный в мире язык аналитических запросов, который позволяет перенести задачи аналитики с хранилища данных непосредственно на BI-движок. Благодаря этому готовые аналитические наработки можно просто скопировать с платформы Microsoft.
Примеры запросов из сферы FMCG
Всех участников рынка интересует увеличение прибыли, а также сокращение издержек и различных «узких мест» для любого из направлений. Однако основной ценностью BI в данном контексте становится сведение на один дашборд всех финансовых показателей для принятия управленческих решений по компании в целом, а также по филиалам и отделам. В большинстве случаев заказчики из сегмента FMCG делают запрос на внедрение системы, которая позволяет быстро выполнить новый аналитический запрос, погрузиться в данные глубже и изучить изменение различных финансовых показателей.
Уже во вторую очередь идут смежные запросы, такие как оптимизация логистики и складской деятельности, проверки эффективности наполнения полок товарами. Наконец, еще молодой, но набирающий обороты тренд — это изучение потребительского поведения. Аналитика в этой сфере чаще всего связана с проведением акций и развитием программ лояльности. Чтобы понять, как именно потребители отреагировали на очередное предложение или рекламную кампанию, производителям нужна наглядная визуализация результатов.
Когда внедрить бизнес-аналитику не получится?
В секторе FMCG практически всегда есть достаточно данных, и внедрение аналитики оправдано в 100% случаев. Тем не менее, для большинства российских BI-платформ необходимо наличие уже сформированного хранилища данных, из которого информация будет поступать в BI-систему. К тому же платформа Visiology обладает встроенным хранилищем, и если данные не планируется использовать для других задач кроме аналитики, этот этап можно смело пропустить, сэкономив на этом несколько месяцев.
Единственным препятствием к внедрению BI в FMCG может являться отсутствие воли и желания руководства ориентироваться на данные в принятии решений. Однако в современных быстро меняющихся условиях подобная позиция быстро приводит к негативным результатам для бизнеса.
Когда бизнес-аналитику просто необходимо внедрять?
Когда руководитель задает вопрос: «Какие у нас продажи/результаты/объемы на сегодняшний день?», а в ответ может получить только: «Мы посчитаем, сможем сказать через неделю». Аналитика позволяет получить ответы в реальном времени, и если руководство не может принимать взвешенных решений из-за дефицита информации, BI — единственный способ изменить ситуацию.
Насколько фундаментально внедрение бизнес-аналитики меняет бизнес?
BI для большинства современных компаний является одним из необходимых для ведения бизнеса инструментов. Если BI встраивается в бизнес-процессы, компания получает возможность:
- принимать решения на основе данных;
- максимально быстро реагировать на любые форс-мажоры;
- экспериментировать с ценами, акциями, рекламой, быстро получая отклик в реальных показателях;
- находить точки оптимизации бизнеса;
- избавляться от проблемных бизнес-процессов;
- двигаться в сторону цифровой трансформации бизнеса.
Оптимистичный сценарий подразумевает полное принятие парадигмы BI и формирование максимального количества дашбордов для контроля всех сфер деятельности компании. Например, в сфере взаимодействия с клиентами BI позволяет быстро и эффективно реагировать на любые изменения в поведении покупателей, корректировать программы лояльности. Кадровые службы получают инструментарий для мониторинга состояния каждого сотрудника в отдельности, проверки управленческих гипотез, выстраивания индивидуальной мотивации, начисления бонусов и так далее. Даже нагрузки на ИТ-системы можно отслеживать с помощью BI-системы, чтобы своевременно расширять ИТ-ресурсы, например, за счет облачных платформ.
Реалистичный сценарий подразумевает сбор данных и анализ наиболее ключевых процессов. Для FMCG это эффективность производства, колебания спроса, поставки и логистика.
Пессимистичный сценарий разворачивается в том случае, если инициаторам проекта не удается донести бизнес-ценность внедренного решения до руководителей и ответственных за принятие решений лиц. В этом случае BI остается лишь дополнительным инструментом для мониторинга некоторых параметров.
Как подготовиться к внедрению бизнес-аналитики?
- Необходимо найти выгодоприобретателей от внедрения BI в каждом из отделов, которые будут принимать участие в проекте.
- Нужно сформулировать метрики, которые нужно отслеживать.
- Часто требуется также подготовить сбор данных в хранилище, и на этом этапе в большинстве случаев работа идет с опытным системным интегратором.
- Лучше всего определить именно ту сферу, в которой наличие BI даст наиболее очевидный и весомый эффект, и начать внедрение платформы с пилотного проекта.
Процесс внедрения бизнес-аналитики
- Шаг 1. Формирование целей и приоритетов.
- Шаг 2. Первичная подготовка специалистов, обучение.
- Шаг 3. Формирование хранилища данных или подключение источников к Visiology.
- Шаг 4. Выстраивание процессов очистки и проверки данных.
- Шаг 5. Формирование модели данных.
- Шаг 6. Создание первых дашбордов и визуализаций.
- Шаг 7. Обучение бизнес-пользователей.
- Шаг 8. Расширение сферы применения BI.
Что может пойти не так во время внедрения бизнес-аналитики?
Из наиболее популярных проблем — недостаточно качественные данные, проблемы интеграции между источниками данных и КХД, платформой Visiology, неготовность сотрудников работать на новой платформе (особенно если происходит миграция из другой BI-системы). Однако всех этих сложностей можно избежать, если системно подойти к ведению проекта.
В чем особая потребность FMCG в бизнес-аналитике?
Компании FMCG являются держателями огромных объемов данных. И в условиях быстро меняющихся рынков производители товаров массового спроса заинтересованы в BI больше, чем другие отрасли. Так как проблемы с логистикой, нестабильность поставок и меняющийся спрос требуют максимально быстрой реакции. Те, кто может принимать объективные решения быстрее, оказывается в более конкурентном положении.
Особенности внедрения бизнес-аналитики для FMCG?
Источники данных в FMCG и отличаются постоянным обновлением, новые данные поступают с каждым очередным чеком в розничном магазине или при оплате заказа на маркетплейсе. Поэтому для производителей нужны быстрые BI-системы, способные обрабатывать транзакции с минимальными задержками и получать данные из различных источников. Для самых крупных заказчиков также требуется работа с технологиями BigData.
Источник: Екатерина Мелькова, заместитель директора департамента бизнес-приложений КРОК