21 июля 2023 г.
Каждый день на рынке появляются новые инструменты, которые могут сделать бизнес более эффективным. Автоматизация позволяет компаниям оставаться конкурентоспособными, снижать затраты и использовать ресурсы с большей пользой. Но если вы хотите получить результат, который ожидаете или даже больший, необходимо подготовиться к внедрению новых инструментов на всех уровнях.
Елена Лут, директор по онбордингу в Doczilla и Дмитрий Лукьянов, LegalTech-юрист Doczilla делятся чек-листом внедрения автоматизации в компании.
При внедрении Doczilla мы проходили разные сценарии внедрения, в разных организациях, с разными масштабами и накопили богатую базу. Сегодня мы хотим поделиться с вами нашим опытом внедрения конструктора документов и рассказать про ключевые моменты, которые влияют на результат.
Ошибочное мнение, что при внедрении конструктора документов важно учитывать только стандартные метрики автоматизации. Например, прогнозируемое сокращение времени на подготовку документа и исключение ошибок. Т.е. только те показатели, которые характеризуют саму эффективность решения.
Помимо этого крайне важно учитывать готовность команды к внедрению конструктора документов в производство. Ведь именно восприятие сотрудников определит, будет ли инструмент эффективен.
Проработка должна вестись в 2 направлениях — функциональном и работой с командой.
К функциональным работам относятся проектирование будущего процесса, его элементов и сопровождение работ:
1. Проверка документов
Никому не нужен конструктор документов без самих документов. Но перед работой с документами необходимо их подготовить :
- сформировать перечень типовых форм, которые должны быть автоматизированы,
- решить, какие документы целесообразно автоматизировать в первую очередь,
- проанализировать, какие шаблоны можно объединить,
- провести работу над отобранными документами: убедиться в их актуальности, логичности, а также что все требования структурных подразделений: юристов, бухгалтерии и т.д. учтены,
- сформировать требования к интерактивным шаблонам в конструкторе, определить вариативность в документах.
Такие предварительные работы помогут с дальнейшей автоматизацией документов. Схемы будут менее нагружены, проще выстроить вариативность, понятнее финальные документы для заполнения.
Кроме того, качественная подготовка документов на этом этапе упростит проверку и тестирование итогового результата — автоматизированных интерактивных шаблонов. Поскольку ожидаемый результат от автоматизации уже будет сформирован и проработан, пользователям будет проще адаптироваться к новому инструменту и проверить его работоспособность.
2. Проектирование процесса изменения и согласования типовых документов
Проработка порядка внесения изменений в интерактивные шаблоны позволит в перспективе сэкономить большое количество ресурсов и времени. И, напротив, игнорирование данного вопроса чревато дополнительными затратами и даже невозможностью использования неактуальных шаблонов. Например, в случае объединения нескольких типовых форм документов в один интерактивный шаблон, проработка порядка внесения в него изменений является обязательной. Если этого не сделать, вносить изменения в шаблон может быть крайне трудозатратно, а в некоторых случаях — даже нецелесообразно.
Чтобы избежать сложностей с актуализацией шаблонов, нужно проанализировать:
- как часто вносятся изменения в шаблоны;
- каким образом;
- должны ли изменения попасть в ранее созданные документы;
- и т. д.
3. Заполнение документов
Интерактивные шаблоны заполняются данными. Иногда пользователям приходится их вводить вручную. Но часто бывает так, что эта информация уже содержится в ваших системах, общедоступных источниках или хранится в ином виде.
Тогда можно сделать процесс заполнения проще и переносить данные в шаблон посредством интеграции или из внутреннего справочника. Пользователям не придется заново вводить данные и искать информацию в разных источниках. Только представьте, насколько быстрее пользователь сможет создавать документы, если внести данные в документ автоматически?
А для этого вам необходимо:
- проанализировать какие мета-данные уже хранятся в ваших системах;
- нужно ли расширить внутренние справочники
- продумать, как и кем будет проводиться актуализация данных
Ошибки, допущенные в исходных данных, неизбежно станут ошибками в конечном документе. Поэтому очень важно обеспечить передачу изначально корректных, актуальных данных.
4. Анализ пользовательских сценариев по заполнению документовНужно изучить пользовательский путь до заполнения документа, во время и после. Все сопутствующие процессы должны быть логично связаны и не вызывать затруднений при прохождении процесса создания документа.
Изучите:
- где начинается работа с документом;
- кто и как переводит его на формирование в Doczilla;
- как происходит выбор шаблона.
- для ручного заполнения предусмотрите комментарии в документах;
- настройте частые формулировки,
- предусмотрите автоматические вычисление ответов и скрытие автоматически заполняемых элементов из анкеты.
И, обязательно, проработайте этап «после заполнения»:
- отправляется ли документ на согласование;
- требуется ли последующее редактирование;
- в каком виде и где он будет храниться;
- требуются ли данные из документа для последующего использования.
Эти действия позволят максимально логично вписать конструктор в ваши процессы.
Все это влияет на удобство использования конструктора документов, эффективность и принятие нового решения конечными пользователями.
Если у вас появляются трудности с каким-либо этапом, описанным выше. Вы всегда можете обратиться к команде подрядчика. Благодаря накопленному опыту, вы получите реальный эффективный пользовательский опыт.
Кроме того, нужно выяснить, с какими сложностями сталкиваются пользователи при формировании документов, что для них самое важное. Так можно предложить более точные решения.
Этот список позволит крайне точно сформировать требования к будущему процессу. Но у этого есть обратная сторона, на сотрудников, помимо основной работы, ложатся дополнительные задачи. В этой связи крайне важно тщательно управлять нагрузкой на работников, занимающихся или помогающих при внедрении, и лаконично интегрировать дополнительный объем работы при внедрении конструктора документов в привычную работу пользователей.
Работа с командой
И мы переходим к второй стороне проработки — работа с командой.
1. Рабочая группаЧтобы работы были выполнены корректно, нужна рабочая группа заинтересованных сотрудников, которые детально понимают процессы компании.
Для эффективного внедрения нужны выделенные ресурсы, а дополнительный факультатив внедрения — плохая реклама решения. По задумке новые инструменты должны упрощать работу пользователей, избавить от рутины и механических задач, а не стать обузой. И в конце концов, именно от работы таких пользователей зависит оценка эффективности системы.
Представьте, что вы покупаете новый телефон. Вы можете купить его после того, как старый уже вышел из строя. В этом случае придется, не выходя из своих обыденных задач, привыкать к новому инструменту и оперативно переносить все данные. В таком случае вам вряд ли удастся избежать негативных эмоций от этого процесса. Использование нового, более современного и удобного девайса будет приносить только неудобства.
Или можете купить его заранее, когда старый телефон еще функционирует. Тогда у вас будет время, чтобы настроить и привыкнуть к новому инструменту.
На практике, последствия отсутствие выделенного ресурса на автоматизацию могут выражаться по-разному:
- Сотрудники могут даже не приступить к выполнению этих задач. Ведь приоритет всегда будет отдаваться текущим задачам по основной работе.
- Работники могут приступить к проработке внутренних процессов внедрения в самый последний момент и сделать все наспех. О качестве тогда может не идти речи.
- Риск наличия ошибок и недоработок. Ведь работа, которая является дополнительной нагрузкой делается с меньшим энтузиазмом.
Таким образом, выделение со стороны компании ресурса на автоматизацию документооборота позволит более плавно и эффективно провести внедрение конструктора, а также получить действительно объективную обратную связь от пользователей.
2. Реклама нового инструмента
Удивительно, но это необходимо.
Пиар-кампания будущего процесса позволит сформировать позитивное ожидание решения, вместо отторжения.
Зачем давать сотруднику кота в мешке, когда можно его подготовить, рассказать какие его проблемы решит инструмент и как, почему его работа станет проще:
- узнайте боли пользователей. Это поможет понять, что в продукте для них самое важное;
- продемонстрируйте им прототипы и возможности будущего инструмента;
- объясните, как изменится работа пользователей и почему это необходимо;
- организуйте обучение и погружение пользователей заранее, желательно небольшими группами для более детального касания.
Данный этап крайне важен. Именно на нем у пользователей формируется первое впечатление и ожидания от продукта.
3. Получение регулярной обратной связи
Спрашивайте, выясняйте, контролируйте.
Только конечный пользователь сможет дать вам самую ценную информацию.
Проводите опросы, контролируйте статистику, выявляйте тенденции.
Но самый эффективный вариант — общайтесь с пользователями 1 на 1. Такой подход даст больше информации. Даже в короткой беседе пользователь раскроется сильнее и выдаст больше полезной информации, чем при самом длинном опросе.
4. Совершенствование инструмента
Оптимизация — это непрерывный процесс. Внедрение — это первый шаг. Чтобы процесс оставался эффективным, нужно его совершенствовать, реагировать на новые потребности, улучшать документы, расширять применение конструктора.
Знание боли пользователей и проблем, с которыми они сталкиваются в работе — залог успешного развития проекта. Это позволит эффективно расставлять приоритеты и определить направления дальнейшего развития.
Не менее важно обсуждать результаты работы с новым инструментом внутри команды. Так пользователи смогут обмениваться опытом и формировать единые подходы к решению кейсов и проблем.
Отличным вариантом будет организовать регулярные собрания команды, для обсуждения новых кейсов, мозгового штурма и деления опытом.
От того, насколько хорошо будет проведена предварительная подготовка команды и выделен необходимый ресурс на внедрение конструктора документов и автоматизацию шаблонов, зависит общая эффективность решения.
Поскольку автоматизация — это масштабируемое решение, недостаточная проработка любого из вопросов внедрения может привести к все большим убыткам в будущем.
Подготовительные работы положительно влияют не только на результат внедрения, но и на сам процесс.
Так, погрузившись в процесс определения вариативности типовых форм документов, клиенты часто обнаруживают в них логические ошибки и несоответствия. Как результат — более качественные документы.
А проработка сценариев внесения изменений в шаблоны и их согласования зачастую выражается в упрощении уже существующих процессов без потери их эффективности.
Также огромную роль играет проработка справочников и сценариев заполнения. Становятся видны слабые стороны процесса, выстраивается более логичный пользовательский путь и значительно сокращается время создания документа.
***
Мы перечислили большое количество преимуществ, от подготовки к внедрению. Надеемся наш опыт поможет вам в проработке новых инструментов.
Источник: Елена Лут, директор по онбордингу, и Дмитрий Лукьянов, LegalTech-юрист компании Doczilla