12 сентября 2023 г.
Окончание. Начало тутКак преодолевают сложности, возникшие с мультимедийными проектами, российские ИТ-интеграторы? Приходится ли им централизованно дообучать своих специалистов, стимулировать их к самообразованию, принимать помощь от новых вендоров, налаживать параллельный импорт оборудования ушедших — или же всё перечисленное вместе, и далеко не одно только это?
Развиваться непрерывно
«Мы сочетаем несколько подходов, — говорит Дмитрий Пустовой, руководитель направления мультимедиа решений STEP LOGIC:
- В собственной лаборатории компании наши специалисты тестируют оборудование, полученное от вендоров и дистрибьюторов. За прошлый год мы изучили решения порядка 20 вендоров. После этого специалисты, которые уже разобрались с новым оборудованием, централизованно дообучают коллег на внутренних тренингах.
- Мы сотрудничаем с новыми вендорами и посещаем тренинги по продуктам, онлайн-курсы, участвуем в вебинарах и конференциях, изучаем актуальную литературу. Отмечу, что практически все китайские вендоры, представленные на нашем рынке, так или иначе проводят обучение специалистов, иногда с помощью дистрибьюторов. Однако, как правило, это не курсы, а вебинары, на которых нельзя физически ознакомиться с оборудованием и попробовать его настроить. Кроме этого, пока нет систематичности и регулярности обучения.
- В некоторых сегментах полных аналогов продукции ушедших вендоров найти пока не удалось. К ним относятся, например, камеры для профессиональной видеосъёмки, управляемые микрофонные массивы. Если заказчику этот функционал принципиален, то приходится искать способы получения оборудования».
По словам Леонида Жестева, директора Центра мультимедийных решений компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ), в мультимедийной сфере идёт постоянное развитие: «Если ИТ-специалист хочет быть востребованным среди заказчиков и работодателей, он обязан быть в курсе последних технических решений и регулярно учиться. Нагрузка по части обучения постоянно растёт и в нашей компании. Зачастую появляются новые ИТ-решения, которые требуют уникальных навыков и знаний. Конечно, в этом вопросе помогают самообучение, стендирование, курсы от вендоров и профильных проектных дистрибьюторов. Последние оказывают серьёзную поддержку в этих вопросах».
Кажется, сейчас на рынке наблюдается пик активности по проведению обучающих вебинаров и семинаров, — об этом говорит Карина Вотенева, руководитель группы proAV-решений компании Treolan (входит в группу ЛАНИТ): «Со стороны интеграторов ощущается большой запрос на обучение по решениям. Мы как дистрибьютор понимаем, что для реализации привезённого оборудования нужно быть уверенным, что технические специалисты со стороны интегратора их понимают и смогут применить на проекте».
«В сложившейся ситуации нам как интегратору нужно было подстраиваться под рынок; в первую очередь, расширять свои компетенции, — вспоминает Василий Нестеров, заместитель руководителя отдела системной интеграции компании „Снежный Барс“. — В годы сотрудничества с мировыми лидерами мы получали от них не только оборудование и ПО, но и нескончаемый объём полезной информации: лучшие практики, удобные конфигураторы, документацию, обучение специалистов, мнение экспертов и многое другое. Благо, в данном вопросе наши давние партнёры и вендоры, равно как и новые отечественные производители мультимедийного оборудования и ПО, отреагировали максимально быстро: обеспечили в короткие сроки для наших специалистов обучающие программы, семинары и конференции. Кроме того, отечественные производители получили серьёзный прирост экспертизы у своих команд, поскольку к ним присоединились ИТ-специалисты из российских подразделений зарубежных вендоров, ушедших с рынка. В разумные сроки нам удалось ознакомить сотрудников компании с новыми решениями в данной области и обучить инженерный состав техническим особенностям. Приведу один пример: для оборудования Yealink через дистрибьютора „Айпиматика“ успешно реализовали курсы обучения персонала заказчика на английском и китайском языках — путём удалённого и самостоятельного обучения с последующей сдачей аттестации. Сотрудники нашей организации, инженеры и персонал, закупающий товар, успешно прошли обучение и получили соответствующую квалификацию».
Как свидетельствует Сергей Ханай, руководитель группы дополнительных сервисов системного интегратора CTI, сложности мультимедийной ИТ-интеграции преодолеваются через опыт и пилотные проекты: «Что касается обучения, то основной проблемой мультимедийных проектов стала необходимость перехода на новые решения в области систем управления. Большинство интеграторов начали обучать своих сотрудников существующим, ранее не массовым решениям, представленным на рынке, включая отечественные. Мы в CTI пошли другим путём и решили использовать в проектах свою собственную систему управления».
«Интеграторы действуют сразу по всем направлениям, — подчёркивает Евгений Французский, руководитель направления ВКС компании „Марвел-Дистрибуция“. — Они стараются оперативно обучить своих инженеров работе с продуктами новых вендоров, чаще всего с помощью самих же производителей, которые охотно идут им навстречу. Если хочешь быть востребованным на изменяющемся рынке, необходимо менять устоявшиеся практики, искать новые решения и самостоятельно проверять совместимость продуктов разных вендоров. Часть интеграторов используют возможности параллельного импорта для ввоза оборудования ушедших производителей, действуя либо через крупных дистрибьюторов, либо опираясь на собственные силы».
Параллельность и поступательность
В каком направлении наши эксперты ожидают развития мультимедийного сегмента российского ИТ-рынка?
Сергей Ханай отмечает появление большого числа отечественных решений — но при этом каждый производитель сосредоточен на небольшом спектре задач: «Западные игроки делали ставку на платформенный подход, но пока отечественных аналогичных продуктов и сервисов не представлено. Поэтому для заказчиков мультимедийных проектов наиболее эффективным будет сочетание лучших практик и опыта интеграторов с постепенно появляющимися инновационными разработками. А в будущем, по нашему мнению, развитие сегмента будет идти параллельно-поступательно: на рынке будут присутствовать как разнородные решения, так и комплексные платформы».
«Сейчас мы находимся в самом начале пути, и на данном этапе крайне важна роль интеграторов, — констатирует Евгений Французский. — Раньше у многих крупных заказчиков были свои инженеры, которые занимались обслуживанием систем и могли что-то инсталлировать самостоятельно. Сейчас все эти задачи вернулись интеграторам, обладающим необходимыми компетенциями. В будущем ситуация изменится, так как заказчики всё же предпочитают полностью владеть своими системами, уметь настраивать их, обслуживать, масштабировать. Их специалисты обязательно обучатся, но сейчас весь технический процесс ложится на плечи интеграторов».
«Я считаю данный сегмент отечественного ИТ-рынка одним из самых быстро развивающихся, — говорит Василий Нестеров, — т. к. очень большой толчок к росту он получил ещё в ковидные времена. Уже появились крупные отечественные игроки в области оборудования и ПО, такие как „Протей“, Vinteo, TrueConf и др., готовые комплексно удовлетворить самые широкие запросы наших клиентов».
В отношении перспектив Карина Вотенева настроена умеренно оптимистично: «Сложно прогнозировать развитие событий, но кажется, что рынок, как всегда, подстроится и адаптируется. Есть разные задачи, и подходить к их решениям нужно творчески — и, желательно, с минимизацией рисков».
Источник: Максим Белоус, IT Channel News