15 ноября 2023 г.
Рынок компьютерных игр переживает новый виток популярности, динамично наращивая свои масштабы. По данным аналитической компании Newzoo, доход мировой индустрии игр к концу 2023 года увеличится на 2,6% по сравнению с предыдущим годом, что составит 187,6 млрд долларов.
Российская игровая индустрия также демонстрирует положительную динамику после отката в прошлом году. Отключение от внешних систем дало толчок для развития отечественной отрасли. Объем российского рынка с начала 2023 года достиг 135 млрд рублей и по прогнозам составит 167 млрд рублей до конца года. В целом, аналитики предрекают рост российского рынка в 2023 году на
С увеличением спроса на игры растет и необходимость юридической защиты разработчиков. Интеллектуальная собственность — их основной актив, который нуждается в соответствующей правовой охране.
С какими проблемами сталкиваются разработчики?
Проблема защиты интеллектуального права, кодов программных продуктов является глобальной для всего мира, в том числе и для России и стран СНГ. «В странах СНГ существует паттерн поведения пользователей и модель потребления контента, в которой люди не любят платить за то, что можно получить бесплатно. Отсюда спрос на пиратский контент, высокая популярность торрентов», — поясняет Дмитрий Лукин, генеральный директор экосистемы для пользователей и бизнеса компьютерных клубов LANGAME.
Ситуация усугубилась после массового ухода иностранных издателей с российского рынка и отключения крупнейших платежных систем. Как следствие, интерес к пиратским версиям игр у геймеров резко возрос. Если ранее купить лицензированную игру можно было буквально в один клик, то сейчас для ее оплаты игрокам приходится тратить столько же усилий, как и для скачивания пиратской версии на торренте. Кроме того, пользователи стали чаще покупать игры «в серую», через перекупщиков или специальные платформы, предоставляющие ключи для активации.
В будущем проблема пиратства может перерасти в нормализацию использования нелицензированных копий, что безусловно скажется крайне негативно на рынке игровой индустрии. Дмитрий Лукин предлагает обезопаситься от пиратства следующим образом: «Один из рабочих вариантов защиты компьютерной игры — это замыкание программного продукта на взаимодействие с сервером, где в процессе взаимодействия проверяется легитимность использования дистрибутива. Замыкать можно по-разному, этим пользуются достаточно большое количество приложений. Если разработчик выдает полный дистрибутив игры в руки пользователю, то ничего не мешает эту игру „спиратить“. Оптимальных вариантов защиты при таком варианте дистрибуции пока не придумано. При этом код, как и товарные знаки, защищается правом. Если фиксировать каждый случай правонарушения и обращаться по каждому факту в суд, то суд будет на стороне правообладателя. Но судебные и другие издержки в данном сценарии могут превысить стоимость ущерба».
Что говорит закон о защите интеллектуальной собственности игр?
Со стороны интеллектуальной собственности компьютерная игра представляет собой комплексный объект, состоящий из множества компонентов. Николай Рощупкин, специалист юридической фирмы «Городисский и Партнеры» обращает внимание на отсутствие четкой иерархии и разграничения понятий в терминах: «Как таковой термин «компьютерная игра» указывает на персональные компьютеры, в то время как видеоигры распространяются и на других платформах — консоли, смартфоны, планшеты. В связи с этим для игр, которые распространяются только на платформе «PC» можно остановиться на термине «компьютерная игра», для игр, которые распространяются и на других платформах более подходящим является термин «видеоигра».
Законодательно определение «компьютерная игра» не закреплено, но сам термин неоднократно упоминается в нормативных актах. В частности, в статье 174.2 Налогового Кодекса РФ (особенности исчисления и уплаты налога) и различных ведомственных актах, например, в приказе Минцифры.
Термин «видеоигра» приобрел более широкое распространение в нормативных актах и получил определение. Так, в соответствии с приказом Минспорта от 22.01.2020 N22 «Правила вида спорта „компьютерный спорт“ под видеоигрой понимается „инвентарь компьютерного спорта, состоящий из программного обеспечения, позволяющего осуществить организацию соревновательного процесса (геймплея) соревнующимся сторонам (спортсменам), формирующего соревновательное пространство (арену), создающего объекты управления, воспринимаемые органами чувств человека, где участник соревнований через устройства ввода/вывода воздействует на объекты управления“.
Таким образом, правила „компьютерного спорта“ оперируют термином „видеоигра“, хотя можно было бы ожидать применения термина „компьютерная игра“.
В нормативных актах нередко применяют совместно термины „компьютерная игра“, „мобильная игра“, „онлайн-игра“, „видеоигра“, но, повторюсь, четкого разделения, которое бы позволяло определить их классификацию, нет».
Классификации компьютерных игр как программ для ЭВМ тоже не существует.
«Статья 1261 Гражданского кодекса РФ дает определение программы для ЭВМ, под которой подразумевается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения, — поясняет юрист. — Зачастую компьютерная игра воспринимается как программа для ЭВМ, поскольку есть исходный код, который выполняет те или иные команды и вызывает отображение аудио, видео и иного контента (аудиовизуальные отображения). Что конкретно собой представляет компьютерная игра — вопрос дискуссионный, но в любом случае она содержит в себе множество результатов интеллектуальной деятельности, прежде всего объектов авторского права, именуемых произведениями (ст. 1259 ГК РФ)».
Кому принадлежит исключительное право на компьютерную игру?
«Зависит от того, каким образом было организовано её создание и какими договорами это было оформлено», — поясняет Николай Рощупкин.
Изначально исключительное право на объекты авторского права принадлежит автору — лицу, творческим трудом которого было создано произведение. В данном случае — создателям исходного кода, текста, музыки, видео, дизайна и т. д. (ст. 1257, п.1 ст. 1270 ГК РФ). Особый интерес представляют собой персонажи компьютерной игры, которые в ряде случаев могут охраняться отдельно, как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности.
«Однако зачастую авторы состоят в договорных отношениях с компанией-разработчиком игры. Это могут быть трудовые договоры и, вероятнее всего, в таком случае речь идет о том, что созданное автором произведение является служебным и исключительное право в силу этого принадлежит работодателю (ст.1295 ГК РФ) или гражданско-правовые договоры, которые зачастую содержат положения о том, что результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках этого договора, принадлежат заказчику.
В свою очередь у компании-разработчика, которая аккумулирует на себе исключительные права на различные результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав компьютерной игры, может быть заключен договор с издателем игры, в соответствии с которым исключительное право на компьютерную игру принадлежит издателю.
Таким образом, принадлежность исключительного права изначально „по умолчанию“ определяется законом, а далее регулируется условиями того или иного договора», — объясняет г-н Рощупкин.
Важно учитывать, что саму задумку компьютерной игры защитить нельзя, так как методика и общие идеи не находятся под охраной патентного или авторского права. Таким образом, правила игры, ее концепция и принципы не могут быть объектами интеллектуальной собственности, согласно ст. 1259 и ст. 1351 ГК РФ.
Дмитрий Лукин отмечает, что охрана интеллектуальных прав — это вопрос комплексный и творческий, каждый правообладатель и автор контента подходит к нему по-своему. Однако одного работающего рецепта нет.
С ним согласен и разработчик компьютерных игр Дмитрий Иващенко: «Охрана компьютерных игр и интеллектуальных прав имеют свои особенности, которые разработчики игр должны учитывать, чтобы защитить свои творческие результаты».
Основными мерами защиты интеллектуальной собственности для компьютерных игр в России и СНГ являются авторское право и патентные права. Для разных компонентов игры подходят разные варианты правовой охраны. Под защитой авторского права находятся такие элементы как сюжет, представляющий литературное произведение, программный код, музыкальное сопровождение, оригинальные персонажи, обладающие уникальными характеристиками, элементы дизайна — графика, интерфейс, шрифты, логотип, упаковка игры.
В России, как и в некоторых странах, авторские права на данные элементы не подлежат регистрации, а возникают автоматически с момента создания без какой-либо предварительной регистрации. Как подмечает Дмитрий Иващенко, регистрация может быть полезной, если возникает необходимость доказать авторство в суде или в спорных ситуациях. Это позволяет разработчику установить доказуемый факт авторства и предоставляет правовую защиту от его незаконного использования другими лицами.
Патент, в свою очередь, защищает инновационные технические разработки, аппаратное обеспечение, оригинальные элементы дизайна и процесса. Так, патентные права применяются для охраны уникальных технологий и инноваций, которые задействованы в игре. А сохранить конкурентные преимущества фирмы, ее конфиденциальные данные можно с помощью использования коммерческой тайны.
По наблюдениям Дмитрия Иващенко, объем патентования в контексте игровой индустрии может варьироваться в зависимости от конкретных инноваций и технологий, используемых разработчиками игр. Некоторые компании могут патентовать особенные игровые механики, уникальные алгоритмы и технологические решения, которые они разработали. Однако такие патенты могут быть сложными для получения, требовать существенных материальных и временных затрат, и зависят от страны и региона, в которых разработчики хотят получить охрану.
Система обеспечения прав интеллектуальной собственности на компьютерные игры зависит от национального законодательства каждой отдельно взятой страны. В России данная сфера регулируется Федеральным законом «Об авторском праве и смежных правах».
Николай Рощупкин поясняет, что в состав авторских прав включаются личные неимущественные права, исключительное право (имущественное право) и иные права (ст. 1255 ГК РФ). Соответственно исключительное право защищается его правообладателем, которым может быть как автор (если он не передавал свое право другому лицу), так и компания-разработчик/издатель или иное лицо, которое приобрело исключительное право, к примеру, по договору (трудовой или гражданско-правовой договор с автором).
«Следовательно, именно правообладатель вправе осуществлять защиту принадлежащего ему исключительного право, что и составляет подавляющее количество споров, в том числе споров, связанных с так называемым „пиратством“, например, распространением игры на торрент-трекерах или иных площадках, — говорит Николай Рощупкин. — Личные неимущественные права, например, право автора на имя, неотчуждаемы, то есть в силу закона не могут быть отчуждены от автора или переданы им другому лицу (п. 2 ст. 1228 ГК РФ). Соответственно защиту этих прав осуществляет сам автор. Таких споров намного меньше и зачастую это споры между автором (бывшим работником) и разработчиком игры (бывшим работодателем).
Способы защиты права различны и зависят от того, какое право защищается и о каком нарушении идет речь. Способы защиты личных неимущественных прав перечислены в ст. 1251 ГК РФ (признание права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения). Способы защиты исключительного права — в ст. 1252 ГК РФ (например, о взыскании компенсации, возмещении убытков, пресечении нарушения права).
Все споры рассматриваются судом. В зависимости от того является ли спор экономическим он может рассматриваться арбитражным судом или судом общей юрисдикции».
«В силу закона, а именно п. 4 ст. 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Исключительное право, равно как и личные неимущественные права, на объекты авторских прав возникают в момент их создания. В этом заключается их отличие от патентных прав», — продолжает Николай Рощупкин.
«Однако несмотря на то, что объекты авторских прав, которые составляют подавляющее большинство объектов в компьютерной игре, не требуют ни регистрации, ни иных формальностей, в действительности для защиты прав на них необходим достаточно большой пакет документов. Независимо от того, кто предъявляет иск (автор или правообладатель) и какой именно иск (о защите исключительного права или личных неимущественных прав), первое что необходимо доказать истцу — это принадлежность себе защищаемого права, а для этого нужны документы, которые бы свидетельствовали, что: а) конкретное лицо или коллектив авторов, б) создал(о) конкретный объект, в) в конкретную дату\период времени и г) передало эти права другому лицу-правообладателю (если передача имела место). Именно истец (лицо, обращающееся за защитой) должен это доказать. Данные факты практически невозможно доказать без соответствующих документов, особенно когда речь идет о споре сторон, которые занимают прямо противоположные позиции. Поэтому, несмотря на то, что для возникновения и защиты авторских прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей, в состязательном судебном процессе, предъявляющим определенные требования к процессу и средствам доказывания, документальное подтверждение перечисленных выше фактов, необходимо.
Для объектов авторских прав — это прежде всего договоры, в соответствии с которыми осуществляется создание результата интеллектуальной деятельности, и в которых урегулирован вопрос о принадлежности прав, и акты к этим договорам, в которых созданный результат интеллектуальной деятельности должен быть зафиксирован (не поименован, а именно зафиксирован, например, исходный код, произведения дизайна, аудио и видео контент могут быть переданы на каком-либо материальном носителе)», — заключает юрист.
В странах СНГ применяются аналогичные законы, которые имеют свои особенности с учетом национального законодательства. По большей части они опираются на общие нормы и принципы международного авторского права. Как правило, для получения правовой охраны требуется подать заявку на регистрацию авторских или патентных прав, предоставить необходимые доказательства оригинальности и оплатить соответствующие сборы. Разработчикам следует соблюдать процедуру регистрации, установленную законодательством определенного государства.
Механизмы охраны программного кода в России: в каких случаях лучше использовать депонирование, в каких — ноу-хау?
Программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ) и будучи объектом авторского права не имеют специальных механизмов правовой охраны. Однако исходный код программы для ЭВМ может быть зарегистрирован в Роспатенте, в результате чего Роспатент выдаст Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ, объясняет Николай Рощупкин.
Процедура регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте довольно проста. Роспатент не осуществляет проверку исходного кода, его полноты, работоспособности, наличия в нем тех или иных библиотек (важно не путать Роспатент с реестром российского программного обеспечения Минцифры, при включении в который осуществляется достаточно строгая проверка технологического стека). На регистрацию может быть представлен как весь программный код целиком, так и его фрагменты, выбранные самостоятельно правообладателем. Таким образом, для регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте необходимо заполнить заявление, составить реферат программы (он публикуется), представить листинг исходного текста (полностью или фрагменты), оплатить пошлину за регистрацию.
Регистрация программного кода в Роспатенте позволяет правообладателю обоснованно ссылаться на дату, в которую была создана конкретная программа. Более того, правообладатель имеет возможность отданный им ранее на регистрацию программный код предъявить в суд и соответственно сравнить его кодом предполагаемого нарушителя. Но для этого на этапе регистрации должен быть представлен тот программный код, который индивидуализирует программу. Представить листинг, в котором будет только общий набор open-source библиотек недостаточно и не имеет в этом отношении смысла, поскольку такие библиотеки, как правило, используются большим количеством лиц и соответственно не выполняют индивидуализирующей функции.
Что касается выбора между регистрацией, депонированием и ноу-хау (секретом производства), то в первую очередь необходимо отметить, что депонирование и регистрация программы для ЭВМ в Роспатенте фактически представляют собой одну и ту же процедуру. Роспатент осуществляет депонирование и даже листинг именуется им как «депонируемые материалы». Главное различие состоит в том, что при регистрации в Роспатенте предоставляется государственное Свидетельство о регистрации. Депонирование же осуществляется, как правило, коммерческими организациями, которые предоставляют свидетельство о депонировании (данная деятельность не имеет какого-либо особого регулирования, поэтому форма таких свидетельств не утверждена). Соответственно для того, чтобы впоследствии, а, как правило, спустя длительное время, иметь возможность обратиться к организации, которая осуществила депонирование, с запросом о предоставлении экземпляра листинга, необходимо ответственно подойти к выбору такой организации. Существует также нотариальная процедура, в ходе которой может быть зафиксировано, что тем или иным лицом был создан тот или иной результат интеллектуальной деятельности.
Ноу-хау, а иначе секрет производства, в целом представляет собой правовой режим охраны сведений, имеющих действительную и потенциальную коммерческую ценность, вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны (ст. 1465 ГК РФ). Даже из этой сокращенной цитаты нормы права следует многочисленность условий, необходимых для введения режима ноу-хау и его сохранения. Нередко предприятия, оформившие секрет производства, сами не соблюдают документацию, при помощи которых вводился режим ноу-хау.
Но самое главное, исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность содержащихся в нем сведений. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей (ст. 1467 ГК РФ).
Учитывая, что программный код пишется многочисленными программистами, работающими в общих репозиториях, нередко со своих домашних устройств, и при этом часть из них является работниками, а другая часть привлекается по гражданско-правовым договорам, секрет производства не кажется приоритетным способом правовой охраны программного кода.
Николай Рощупкин заключает, что регистрация программы для ЭВМ в Роспатенте и депонирование — наиболее оптимальные способы фиксации создания программного кода. Но это не отменяет необходимости правильного и полного оформления договорных отношений, предшествующих созданию того или иного результата интеллектуальной деятельности.
«Доказать, что кто-то использовал чужой код — серьезная проблема, поэтому лучше свой код в принципе никому не показывать. Чаще всего при регистрации в ФИПС отправляют либо какой-то общий код, либо его незначительную часть, которую можно раскрыть», — дополняет Дмитрий Лукин.
Сегодня игровая индустрия представляет собой одну из наиболее перспективных сфер в развлекательной индустрии, где главной ценностью является интеллектуальная собственность, принадлежащая компаниям-разработчикам. Недостаточная правовая поддержка может потенциально привести к неправомерному использованию игры, что, в свою очередь, повлечет за собой убытки для правообладателя.
Таким образом, защита интеллектуальной собственности становится неотъемлемой частью бизнес-стратегии в игровой индустрии. Только путем тщательного соблюдения национального законодательства и регистрации авторских или патентных прав, разработчики могут обеспечить надежную охрану своей продукции.
Основываясь на своем десятилетнем опыте, Дмитрий Иващенко советует разработчикам игр для успешного правового обеспечения обратиться к специалистам в области интеллектуальной собственности и следовать установленным процедурам в каждой конкретной стране.
Источник: Алексей Косарев