19 января 2024 г.
Темп и культуру бизнесу зачастую задает руководитель. Успешные компании — это всегда сильные, организованные игроки под управлением главного вдохновителя и основателя. Алексей Хахин, российский хоккеист, тренер и предприниматель в области спорта, сравнивает управление бизнесом с игрой в хоккей и проводит интересные аналогии.
Подбор команды для игры в хоккей и побор команды в бизнесе. Что общего?
Одиночкам в бизнесе сложно. Да, целеустремленный человек может сам запустить какое-то дело, начать в нем расти и развиваться. Но до определенного уровня. Для рывка всегда нужна команда.
Хоккей — это команда. Бизнес — это тоже в первую очередь команда. Построить собственную команду не так просто. Это значит не только получить отличный состав, но и завоевать лидерство в конкурентной борьбе. То есть мало просто говорить о том, что у вас классный коллектив. В бизнесе о качестве команды говорят финансовые показатели и реальные проекты, рост клиентской базы, развитие продукта. В хоккейном турнире о качестве команды можно судить по турнирной таблице.
Сплочённость, делегирование, иерархия, поощрение талантов и награды за труды, выстроенная система управления — вот основные принципы построение команды как в бизнесе, так и в спорте.
Правила игры, победы и поражения
Говоря о правилах, стоит отметить, что прежде всего они должны быть честными. Неважно — идет речь о правилах игры в хоккей или о правилах проведения тендера в бизнесе. В любом турнире зафиксированы ключевые требования, как должны проходить игры: когда происходит замена игрока, когда игрок получает красную карточку, когда засчитывается взятие ворот и шайба. Аналогии можно провести с бизнесом и юридическим отделом, где очень строго фиксируются все условия работы компании с клиентами, сотрудниками, подрядчиками, партнерами и т. д.
В то же время как в спорте, так и в бизнесе выживает сильнейший — победу получает только одна команда.
Иерархическая система внутри хоккейной команды и бизнеса
Внутренняя система коллектива компании сравнима с хоккейной командой: в ней есть свои нападающие, защитники и бомбардиры.
Например, в роли нападающих выступают топ-менеджеры, которые формируют стратегические цели, разрабатывают бизнес-планы и создают KPI. Как и в хоккее: нападающие должны организовывать слаженную игру, заранее просчитывая следующие шаги.
В бизнесе существуют и защитники, как пример — юристы, которые решают спорные ситуации и отстаивают репутацию компании, не давая соперникам нанести удар.
И, конечно, бомбардир — самый результативный игрок в хоккее, приносящий наибольшее количество голов. Эту роль на себя берет директор, который принимает значимые для бизнеса решения и несет за них ответственность.
Конфликты на льду и внутри коллектива — как этого не допустить?
Хоккей знаменит зрелищными драками между соперниками, которые стали одной из хоккейных традиций — неотъемлемой частью игры. Как правило, драки инициированы напряженным эмоциональным состоянием хоккеиста: сложно держать себя в руках, когда на кону решающая битва.
Однако бизнес — это зона отсутствия эмоций. Предприниматель всегда должен быть с холодной головой. Говорят, что успешный бизнес — это жесткий бизнес, поэтому иногда, чтобы достигать результатов, нужно уметь выключать эмоции и принимать решения, основываясь исключительно на объективных фактах.
Вся жизнь — игра
Любая игра — это азарт. Азарт обыграть соперника, проявить себя или показать свои наилучшие способности.
Так или иначе, бизнес тоже любит азартных. Риск, даже неоправданный, — закалка для предпринимателя, благодаря которой бизнес входит на новую ступень развития. А соперничество — это отличный мотиватор, который формирует конкурентные преимущества и выделяет бизнес в глазах аудитории.
Источник: Алексей Хахин, российский хоккеист, тренер и предприниматель в области спорта