30 января 2024 г.
Пункты выдачи заказов, общественное питание и онлайн-магазины остаются популярными категориями бизнеса для покупки. Поиск инвесторов и партнеров становится альтернативой продаже бизнеса.
По итогам 2023 года спрос на покупку готовых компаний и франшиз на Авито вырос на 15,6% год к году. Об этом свидетельствует рейтинг инвестиционной привлекательности бизнеса, подготовленный экспертами платформы.
- В прошлом году пункты выдачи заказов, предприятия общественного питания, а также интернет-магазины стали самыми востребованными сферами бизнеса для покупки на Авито.
- Интернет-магазины окончательно закрепились в тройке самых крупных подкатегорий по доле спроса на платформе, в то время как годом ранее они занимали только седьмую строчку в рейтинге популярных сфер бизнеса среди предпринимателей. Готовые решения для запуска продаж на онлайн-платформах и маркетплейсах также стали самой быстрорастущей подкатегорией на Авито в прошлом году.
- Наряду с интернет-магазинами, самыми быстрорастущим сферами бизнеса стали гостиницы, глэмпинги и базы отдыха, а также стоматологические и медицинские клиники. По итогам 2023 года они заняли вторую и третью строчку в ТОП-3 самых разделов в категории «Готовый бизнес и франчайзинг» по темпам роста спроса со стороны предпринимателей.
- В 2023 году покупка готового бизнеса оставалась самой распространенной целью обращения на платформу. При этом в отдельных категориях наблюдается заметное увеличение числа альтернативных запросов (покупка франшизы, аренда бизнеса, участие в бизнесе в качестве инвестора и партнера и тп).
- Рост активной аудитории категории «Готовый бизнес и франчайзинг» за этот период составил 13,3% до 3,4 млн. пользователей.
«Сегодня мы можем говорить о двух ключевых трендах, которые следуют из нашего рейтинга. Первый — двузначные темпы роста онлайн-торговли в последние годы вывели в приоритет сферы предпринимательской деятельности, связанные с продажами на маркетплейсах и созданием инфраструкты для доставки интернет-заказов по всей стране. Второй — по мере адаптации бизнеса к новым экономическим условиям и восстановлению потребительского спроса часть предпринимателей начинают отказываться от продажи бизнеса в пользу поиска ресурсов для его развития, — комментирует руководитель категорий „Готовый бизнес и франчайзинг“ и „Оборудование и товары для бизнеса“ на Авито Илья Дудковский. — В этой ситуации Авито выступает уже не в традиционном амплуа как площадка для покупки или продажи товаров, но как платформа для поддержки предпринимателей, с одной стороны. С другой, для поиска альтернативных возможностей для инвестирования средств частного сектора. В настоящее время ежемесячно объявления в категории „Готовый бизнес и франчайзинг“ на Авито просматривают уже 3,4 млн уникальных пользователей. В их числе — как опытные бизнесмены, так и люди без опыта предпринимательской деятельности, ищущие новое дело или объект для инвестиций».
Наиболее востребованные сферы бизнеса
По итогам 2023 года тройку самых востребованных категорий в общей структуре спроса составили ПВЗ, предприятия общественного питания, а также интернет-магазины. Так, по итогам прошлого года на ПВЗ приходилось 19,% спроса (против 20,7% в 2022 году), на кафе и рестораны — 18% (против 15,8% в 2022 году), на онлайн-торговлю — 9,3% (против 5,1% годом ранее).
Ключевым изменением стало заметное увеличение спроса на покупку интернет-магазинов: если в 2022 году раздел занимал седьмую строчку в категории «Готовый бизнес и франчайзинг» на Авито с долей 5,1% в общей структуре спроса, то по итогам прошлого года он вошел в ТОП-3 самых востребованных видов бизнеса для покупки среди предпринимателей (9,3%).
«Основным фактором роста спроса можно назвать увеличение числа предпринимателей, которые рассматривают запуск продаж на онлайн-платформах как дополнительную возможность для заработка. Их привлекают бизнес-возможности с относительно небольшим порогом входа, понятными и проверенными бизнес-процессами, относительно прогнозируемой выручкой. По сути, ключевым драйвером остается рост популярности онлайн-торговли, развитие маркетплейсов, изменение рынка труда, которые мотивируют людей искать новые возможности, — поясняет Илья Дудковский. — При этом мы видим и новый тренд, когда вместе с созданием магазина на популярных онлайн-платформах, растет интерес к комплексным решениям, когда предприниматель получает не только интернет-магазин или помощь с его созданием, но и более широкий спектр услуг, который включает помощь с подбором ассортимента для интернет-магазина, поиском надежных поставщиков как внутри страны, так и за рубежом, и логистику. На фоне этого развивается целая индустрия организации торговли на маркетплейсах, представители которой готовы помогать начинающим предпринимателям».
При этом категория интернет-магазинов показала наиболее высокий рост спроса: по итогам января — декабря 2023 года он составил 109,7% к аналогичному периоду годом ранее. Интерес к пунктам выдачи заказов увеличился на 9,5%, к ресторанному бизнесу — на 31,2%.
ТОП-5 самых востребованных категорий бизнеса по доле в структуре спроса
Категория | Доля категории в общей структуре спроса на готовый бизнес, 2022, % | Доля категории в общей структуре спроса на готовый бизнес, 2023, % | Темпы роста спроса, 2023 к 2022, % |
---|---|---|---|
Пункты выдачи заказов | 20,7 | 19,6 | +9,5 |
Общественное питание | 15,8 | 18 | +31,2 |
Интернет-магазины | 5,1 | 9,3 | +109,7 |
Красота и уход | 7,1 | 8,5 | +37,6 |
Производство | 7,5 | 6,9 | +6,3 |
Сфера услуг | 14,5 | 7 | -43,8 |
«Перемещение позиций компаний сферы услуг с третьей строчки в 2022 году на пятую по итогам прошлого года связано с выделением части сервисных компаний, где рынок успел сформироваться и сегмент показывает высокие темпы роста, в самостоятельные категории на Авито. Такими категориями, в частности, стали „Красота и уход“, а также „Медицина и стоматология“, — уточняет Илья Дудковский. — Сейчас в разделе „Сфера услуг“ в основном представлены предложения такие виды бизнеса, как агентства недвижимости, центры профессионального образования, компании, специализирующиеся на оказании логистических услуг и тп».
Категории с наиболее высокими темпами роста спроса
По итогам 2023 года лидером по темпам роста спроса на покупку готовых компаний и франшиз стали интернет-магазины: интерес к ним увеличился на 109,7% год к году. За ними следуют объекты туристической инфраструктуры (отели, базы отдыха, глэмпинги и тд), а также стоматологические и медицинские клиники. Интерес к вложениям в эти виды бизнеса вырос на 64,8% и 60,1% соответственно в сравнении с 2022 годом.
В ТОП-5 также вошли компании индустрии развлечений (+42,3% к январю-декабрю 2022 года) и красоты и ухода (+37,6% год к году).
«Привлекательность различных объектов размещения как бизнеса сегодня во многом объясняется развитием внутреннего туризма и ростом популярности тематических видов отдыха. Резко возросший спрос на туристические услуги создает большой потенциал для предпринимателей. Для привлечения дополнительной аудитории отдыхающих требуется либо модернизация туристических объектов, либо расширение номерного фонда. А чаще и то, и другое. В таких условиях привлечение инвестиций становится оправданным. Сейчас хороший момент для вложения в эту сферу. Поэтому мы видим на платформе возросший интерес к туризму и со стороны предпринимателей, и со стороны инвесторов, — комментирует руководитель категории „Готовый бизнес и франчайзинг“ Илья Дудковский. — В случае с компаниями медицинского сектора одним из ключевых факторов увеличения спроса стал рост популярности программ добровольного медицинского страхования в регионах и включение локальных клиник в список компаний, которые предоставляют услуги по ДМС. Кроме того, в последние годы в регионах растет востребованность франшиз современных лабораторий медицинских анализов, которые могут представлять интерес для предпринимателей либо как самостоятельный бизнес, либо как дополнительная услуга для пациентов на базе действующих клиник».
ТОП-5 самых востребованных категорий бизнеса по темпам роста спроса
Категория | Доля категории в общей структуре спроса на готовый бизнес, 2022, % | Доля категории в общей структуре спроса на готовый бизнес, 2023, % | Темпы роста спроса, 2023 к 2022, % |
---|---|---|---|
Интернет-магазины | 5,1 | 9,3 | +109,7 |
Туризм | 1,8 | 2,5 | +64,8 |
Стоматологические и медицинские центры | 1,6 | 2,2 | +60,1 |
Развлечения | 2,1 | 2,6 | +42,3 |
Красота и уход | 7,1 | 8,5 | +37,6 |
Как распределился спрос по целям участия в бизнесе
В 2023 году покупка готового бизнеса осталась самой популярной целью обращения предпринимателей на платформу. Если в 2022 году поиск предложений о продаже компаний составлял 65% всех поисковых запросов в категории «Готовый бизнес и франчайзинг», то по итогам прошлого года их доля увеличилась до 76%.
Спрос на приобретение франшизы за этот же период сократился до 14% при 15% в 2022 годом. Одновременно запрос на участие в бизнесе в качестве инвестора или партнера вырос с 8% в 2022 году до 9% по итогам января-декабря прошлого года.
«Интерес к покупке готового бизнеса остается актуальным практически во всех категориях. При этом в отдельных категориях мы отмечаем рост спроса и, соответственно, увеличение популярности предложений инвестиционного характера. В зависимости от отрасли это могут быть как партнерство (например, при запуске интернет-магазинов на маркетплейсах) или поиск инвестора (как, например, при развитии сети медицинских клиник или строительстве глэмпингов и эко-отелей)», — уточняет Илья Дудковский.
Категории с наибольшей динамикой роста спроса по целям бизнеса
Категория | Покупка бизнеса, % | Покупка франшизы, % | Поиск инвестора, партнерство, % | Другая цель, % |
---|---|---|---|---|
ПВЗ | +33 | +56 | +6 | - |
Кафе и рестораны | +55 | +158 | +61 | - |
Интернет-магазины | +105 | +417 | +337 (партнерство) | - |
Туризм | +161 | - | +116 (поиск инвестора +619 (партнерство) | - |
Стоматология и медицина | +85 | - | +412 | +26 (аренда) |
Лидеры роста в регионах
Значительный темп роста спроса на покупку готового бизнеса или франшиз отмечен в Респулике Удмуртия (+98,4% к 2022 году), в Москве и области (+28,3%), Татарстане (+22,8%), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (+22%), а также Красноярском крае (+21%).
Источник: Пресс-служба компании Авито Товары