12 февраля 2024 г.
Технологии сбора, обработки, анализа больших данных относятся к наиболее распространенным в практике российских компаний. Обзор их применения Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет во втором выпуске новой серии дайджестов «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса».
Справочно: Эмпирической базой анализа послужили результаты обследования более 4 тыс. организаций из 10 отраслей экономики, проведенного в июне — июле 2023 г. в рамках Программы фундаментальных исследований (ПФИ) НИУ ВШЭ и стратегического проекта «Цифровая трансформация» по программе «Приоритет 2030».
Главные выводы:
Более трети обследованных организаций уже используют технологии больших данных или планируют это делать в ближайшие годы. Из них половина отмечают рост объемов собираемых данных начиная с «ковидного» 2020 года.
Телеком, ИТ и финансовый сектор лидируют по применению больших данных: их используют более половины компаний в этих отраслях.
И крупные, и малые компании при работе с большими данными опираются прежде всего на внутренние компетенции и собственную вычислительную инфраструктуру.
В основном используются данные корпоративных информационных систем (о трансакциях, клиентах и т. п.). Намного реже — данные, собираемые с IoT-устройств и сенсоров.
Большинство пользователей больших данных научились извлекать из них ценность и встроили инструменты принятия решений на основе данных в практики менеджмента.
Чаще всего компании внедряют эти технологии для оптимизации продаж и производства, хотя сфера их применения существенно зависит от специфики отрасли. Ряд компаний
Спрос на данные явно опережает предложение: 19,3% пользователей готовы делиться данными, при этом 23,4% готовы приобретать датасеты, а 38,6% хотели бы получить доступ к данным государственных структур. Наибольшая заинтересованность в приобретении данных — в телекоме, отрасли ИТ, финансах, торговле, сельском хозяйстве и на транспорте.
Источник: Пресс-служба компании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ