16 мая 2024 г.
Прошли два года с тех пор, как ведущие западные вендоры оборудования и программного обеспечения покинули российский рынок. Этот стратегический шаг, вызванный различными факторами, включая экономические и политические соображения, оставил значительный след в сфере информационных технологий и бизнесе. Пришло время оглянуться назад и проанализировать последствия этого решения, провести ретроспективу и подробно рассмотреть, как изменился ландшафт ИТ-рынка в России.
Мифы и реальность: страхи и домыслы, которые преодолел российский ИТ-рынок
С весны 2022 года российский ИТ-рынок покинули порядка 200 зарубежных вендоров, была приостановлена реализация в среднем 2000 ИТ-решений. В течение последних двух лет отечественные компании активно адаптировались к условиям создания импортонезависимой реальности, сфокусировались на развитии собственных технологических решений и привлечении новых вендоров. Таким образом, вместо регресса произошло становление новых технологических лидеров, а российский ИТ-рынок преодолел ряд мифов, оказавшихся скорее предрассудками, чем реальными угрозами.
Миф № 1: Железо и Инфраструктура сломаются, и мы вернемся в Каменный Век
В 2022 году новости об уходе ведущих поставщиков аппаратного обеспечения и разрыве сервисных контрактов вызвали паническое настроение как среди клиентов, так и среди участников ИТ-рынка. Уход иностранных ИТ-вендоров оставил больше 50% российских компаний без техподдержки. Заказчики опасались, что работа собственной инфраструктуры организаций станет нестабильной и в скором времени она «превратится в тыкву».
Однако анализ инцидентов, связанных с оборудованием клиентов, таким как серверы, ленточные и дисковые системы хранения данных, сетевое оборудование, решения вендоров Cisco, Dell EMC, Oracle, Hewlett-Packard, NetApp, IBM от Low-End до High-End классов в период с 2021 по 2023 год показал, что колебание количества обращений оказалось стабильным — в пределах 5% для аналогичного объема инфраструктуры с учетом разнообразия по выпуску и поколениям оборудования.
По мнению ИТ-специалистов, такие колебания незначительны и соответствуют пределам допускаемой погрешности. На текущий момент благодаря вновь выстроенным логистическим цепочкам и сформированным предложениям по сервисному обслуживанию количество инцидентов остается на прежнем плато, без существенных изменений.
Миф № 2: Сервисные контракты вендоров — основа всего
До 2022 года заказчики на российском рынке ощущали себя привилегированными благодаря качеству бизнес-процессов, уровню экспертизы и оперативности исполнения вендорских сервисных контрактов. Соответственно, один из основных вопросов касался того, смогут ли отечественные ИТ-компании обеспечить высокий уровень SLA.
Актуальным решением стал цикл из трех линии техподдержки:
- первая линия — специалисты занимаются координацией и классификацией поступающих сообщений;
- вторая линия — решает 80% всех инцидентов решаются;
- третья линия — архитекторы и инженеры, которые решают самые сложные инциденты на стыке нескольких вендоров или технологий.
Кроме того, крупные ИТ-интеграторы предлагают клиентам выделять под отдельные проекты TAM (technical account manager). Это высококвалифицированный ИТ-специалист, который обладает опытом и уникальной продуктовой экспертизой. TAM способен решить любую проблему и находится в непосредственном контакте с заказчиком. Все это вкупе позволяет обеспечивать SLA на уровень выше ушедших вендоров, а также конкурировать с ними по соотношению цена/качество.
Так, например, в 2023 году значительный рост и развитие показали направления, связанные с техподдержкой и аутсорсингом в части работы с зарубежными системами, в том числе IBM, Cisco, Huawei, VMware, Dell, Oracle, Citrix и др.
Миф № 3: Нет производителя — нет ЗИПа
В 2022 году одним из главных ИТ-страхов был выход из строя запчастей, поставку которых отменили вендоры. Каким бы надежным ни было оборудование и его качественное обслуживание, рано или поздно оно ломается. Без наличия ЗИПа невозможно восстановить сервер, систему хранения данных, сетевое оборудование и так далее.
Ситуцаию помогла выровнять быстрая реакция наиболее крупных игроков ИТ-рынка. Они успели сформировать складские запасы по официальным каналам вендоров, а также наладить альтернативные каналы поставок. Стоит отметить, что ЗИП стал дороже и логистические цепочки удлинились, но рынок сумел адаптироваться к изменениям и продолжает успешно функционировать. Количество случаев недоступности запасных частей за последние годы сократилось, что свидетельствует об успешной адаптации рынка к новым условиям. Кроме того, средняя скорость восстановления систем после поломок повысилась на 15%, что говорит о повышении эффективности работы сервисных служб и лучшей организации логистических процессов.
Миф № 4: Импортозамещение невозможно
На самом деле нужно понимать, что в лучшем случае на импортозамещение всех систем, которые внедрялись больше 20 лет, потребуются
В части программного обеспечения также наблюдается тенденция к импортозамещению, подталкиваемая как экономическими, так и регуляторными мерами. Кроме того, доля проектов по миграции на отечественные решения неуклонно растет. Переход на отечественное программное обеспечение нельзя назвать безболезненным, но процесс идет.
Миф № 5: Лучшая экспертиза ушла навсегда
Экспертиза осталась на российском рынке. Крупнейшие российские ИТ-компании нашли выход из этой ситуации и после ухода вендоров забрали в свои команды специалистов с уникальным техническим бэкграундом — архитекторов, инженеров и сервис-менеджеров, специализирующихся на продуктах Citrix, Oracle, Cisco и т. д. Чтобы качественно оказывать техподдержку, лидеры ИТ-рынка постоянно наращивают экспертизу, обучают и нанимают персонал. А также инвестируют в развитие компетенций в области отечественных решений, так как для успешной миграции с западной системы на российскую необходимо досконально разбираться в обеих.
Разработанные самими вендорами программы обучения и сертификации позволяют безошибочно оценить экспертизу того или иного кандидата. Большинство крупных сервисных интеграторов, следуя тенденциям рынка, сформировали и успешно реализуют стратегии по наращиванию сервисных компетенций по импортозамещению.
Подводя итоги
Во-первых, отход от западных вендоров не привел к катастрофическим последствиям для инфраструктуры. Анализ показал, что стабильность работы оборудования осталась на высоком уровне, что свидетельствует о росте компетенций отечественных компаний в сфере обслуживания и поддержки.
Во-вторых, импортозамещение оказалось более чем реальным. Российские компании не только смогли заменить западные продукты собственными аналогами, но и создали условия для развития отечественного производства технологического оборудования и программного обеспечения. Это позволило не только обеспечить доступность ЗИПа и поддержку, но и стимулировать развитие инноваций в отрасли.
В-третьих, уход вендоров привел к росту экспертизы и конкурентоспособности российских специалистов. Компании активно инвестировали в обучение и сертификацию персонала, что позволило сохранить и увеличить уровень квалификации и профессионализма в сфере ИТ-сервиса.
Таким образом, два года без западных вендоров стали временем не только испытаний, но и новых возможностей для российского ИТ-рынка. Опыт показал, что стратегия импортозамещения и развития отечественных технологий оправдана, а отход от зависимости от западных вендоров стимулировал инновационное развитие и повышение конкурентоспособности отечественной ИТ-индустрии.
Источник: Андрей Попов, руководитель отдела технической поддержки ГК Softline