10 июля 2024 г.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, чем и как увлекаются россияне.
В современном динамичном мире, когда большую часть времени занимает профессиональная деятельность, хобби приобретают особую ценность. Они позволяют человеку раскрыть свои творческие способности, найти новые источники вдохновения и обрести внутреннюю гармонию. Сегодня восемь из десяти россиян (81%) говорят, что у них есть хобби. Несколько чаще других наличие хобби отмечает самая молодая часть нашего общества — 18-24-летние (87%).
Топ-5 наиболее популярных видов хобби среди россиян: спорт (17%), дача, растениеводство, садоводство (16%), вязание, вышивание, шитье (12%), музыка, а также интернет, социальные сети (по 11%) и чтение, книги (10%). Спорт (12%) возглавляет и рейтинг увлечений, которым россияне уделяют больше всего внимания, второе место также сохраняют за собой растениеводство и огородничество (11%), а вот книги поднимаются на третье место (9%). Интернет и рукоделие набирают по 8%; музыка, рыбалка и охота являются основными хобби для 5% опрошенных.
Рейтинг увлечений заметно различается у молодежи и остальной части населения. Молодежь
Музыка — особенно популярное хобби у 18-24-летних: 23% vs. 11% среди всех россиян. А дача — у граждан старше 60 лет: 28% vs. 16% среди всех россиян.
После 35 лет предпочтения меняются, на первое место выходит огородничество, дача (20% vs. 2% среди молодежи). На втором месте — спокойный творческий досуг: вязание, вышивание, шитье, рукоделие (15% vs. 5% среди молодежи). А вот чтение и книги одинаково популярны как у молодежи, так и у людей постарше (по 10%). Можно сказать, что возрастные различия во многом определяют специфику хобби россиян. Молодежь тяготеет к более активным, технологичным и творческим увлечениям, в то время как старшее поколение предпочитает более спокойные, традиционные виды досуга. Универсальным и востребованным занятием вне зависимости от возраста остается чтение книг.
Увлечения россиян имеют и заметную гендерную специфику. «Мужские» хобби — это рыбалка, охота (17% vs. 1% женщин), спортивные игры (6% vs. 1% женщин) и автомобили (5% vs. 0% женщин). А «женскими» видами досуга можно назвать рукоделие (22% vs. 1% мужчин), дачу (22% vs. 8% мужчин), чтение (14% vs. 6% мужчин) и рисование (7% vs. 0% мужчин).
Около пятой части населения (18%) признались в ходе опроса, что не имеют никаких увлечений. Чаще это граждане с неполным средним (28%) или полным средним образованием (25%) и активные телезрители (27%).
Хобби: от информации к действиям
Современные реалии предоставляют широкие возможности для развития увлечений. Благодаря доступности информации и технологий, а также новым форматам коммуникации заниматься любимым делом становится все интереснее и продуктивнее. Большинство (86%) россиян, имеющих хобби, отметили, что с разной периодичностью получают информацию о своем увлечении: смотрят или слушают новости, читают блоги и тому подобное, в том числе 42% делают это регулярно. Девять из десяти (89%) общаются с людьми со схожими интересами, причем 47% делают это регулярно, а 42% — периодически. Каждый третий (35%) сообщил также, что участвует в совместных акциях и действиях. Представленные данные демонстрируют, что россияне активно и продуктивно занимаются своими хобби, используя широкий спектр доступных ресурсов и возможностей.
Чаще других переходят от слов к совместному делу, принимают совместное участие в различных мероприятиях с теми, кто имеет схожие увлечения, активные интернет-пользователи — 40% (vs. 27% среди предпочитающих телевидение), граждане с высшим и неполным высшим образованием (38% vs. 25% в группе с неполным средним) и жители Москвы и Санкт-Петербурга — 40% (vs. 30% среди сельчан).
Молодежь
Такая повышенная вовлеченность молодежи в общение и совместную деятельность, связанную с хобби, говорит о ее большей ориентированности на социальное взаимодействие и совместную реализацию своих интересов. К тому же именно у молодежи, как правило, больше свободного времени и меньше обязательств, связанных с семьей и детьми. Это может отражать как общие особенности социализации и досуговых практик молодежи, так и специфику цифровых технологий, которые открывают молодым людям новые возможности коммуникации и кооперации.
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ