11 ноября 2008 г.
В Москве прошла конференция Moscow Education Online 2008, посвященная проблемам обучения с применением технологий e-learning.Сегодня термин e-learning (электронное обучение) фактически объединяет все виды обучения с применением ИТ – и дистанционное обучение, и самостоятельную работу с электронными материалами, и единую электронную образовательную среду, и создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность, и электронные учебники и т.п. Главное – что учащиеся могут получить доступ к учебному материалу с помощью компьютера и Интернета, причем как на территории учебного заведения, так и за его пределами. Фактически e-learning дает возможность учиться в любое время и в любом месте. Это особенно актуально в условиях, когда человеку в течение всей жизни необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень и квалификацию. Как правило, люди получают лишь одно полноценное очное образование, а далее приходится совмещать любую учебную деятельность с трудовой. Здесь и становятся востребованными технологии e-learning, позволяющие обеспечить так называемое «непрерывное образование».
Требуется совместимость и интерактивность
Хотя этап первоначальной компьютеризации – оснащение компьютерами и средствами визуализации и доступа в Интернет - многие учебные заведения уже прошли, сказать, что там используются технологии электронного обучения, к сожалению, пока нельзя. Нет методологической базы, полноценных электронных курсов обучения, мало преподавателей, готовых и умеющих применять ИТ в своей работе.
По мнению специалистов «1С», наиболее быстрый рост интереса к сфере e-learning в целом наблюдается в учреждениях начального и среднего профессионального образования, за ними следуют вузы, где особенно востребована заочная и дистанционная формы образования, а также непрерывное образование, в том числе различные компьютерные курсы повышения квалификации.
Игорь Баландин, директор направления по работе с системой образования компании Microsoft в России, считает, что сегодня миф о неприменимости ИТ в тех или иных организациях или дисциплинах ушел в прошлое. «Электронные формы обучения используются при обучении хирургов, учителей, пилотов самолетов, спортсменов, военнослужащих; в детских садах, школах, колледжах и университетах различного типа и размера», - говорит он.
Однако собственно e-learning (дистанционное обучение с использованием не только компьютеров, но и взаимодействия участников по Сети) в настоящее время применяется прежде всего в вузах и на курсах повышения квалификации, так как для такой формы обучения требуется высочайший уровень самодисциплины и мотивации обучаемых. В России это в является серьезной проблемой – сами преподаватели вузов отмечают, что отечественные студенты в меньшей степени, чем их западные сверстники готовы к самостоятельной работе, которая является основой электронного обучения. Поэтому, по мнению Игоря Баландина, очень важен правильный выбор как технологий, так и педагогической стратегии применительно к конкретным задачам обучения и особенностям учащихся. «К примеру, популярные сейчас вики-энциклопедии на базе нашей технологии SharePoint может создавать у себя любая школа, однако такая работа имеет смысл лишь при наличии у обучаемых достаточных исследовательских навыков и дисциплины, что возможно лишь в старших классах», - поясняет он.
Какие именно продукты и решения e-learning сейчас особенно востребованы в сфере образования?
По мнению Никиты Смурова, генерального директора компании Vertical Portals, на российском рынке систем e-learning сейчас нет явных лидеров в области дистанционного обучения в вузах. «Вузам нужна комплексная функциональность, это и традиционные системы LMS (learning management system) для управления всеми учебными мероприятиями в организации, включая онлайновое обучение, виртуальные классы и курсы, проводимые с преподавателем, и системы управления электронным контентом и медиаобъектами, и портальные решения, и системы аттестации сотрудников. Именно такие комплексные решения ИТ-компании должны сегодня предлагать вузам. В частности, наша компания именно поэтому стала официальным представителем в России компании BlackBoard, международного разработчика таких решений».
В компании ATBE, по словам ее генерального директора Антона Ильинского, представляющей в России продукты Echo360, видят перспективы в системах создания и управления учебным мультимедийным контентом. Подобные системы позволяют записывать лекции — фиксировать все, что происходит в аудитории, включая изображения с камеры, сигналы от электронной интерактивной доски, планшетных ПК, DVD-плееров и т.п., затем трансформировать эти данные в удобные мультимедийные форматы и затем предоставлять студентам в виде потокового медиа-контента, подкастинга и т.п.
Как полагает Игорь Баландин, в образовательных учреждениях будут востребованы прежде всего, средства интегрированных коммуникаций (видео- и аудиоконференции, обмен файлами) и совместной работы (порталы, средства удаленной групповой работы с файлами, форумы и др.).Дело в том, что во время первой волны увлечения дистанционным обучением многие образовательные учреждения поняли, что недостаточно просто установить систему дистанционного обучения и наполнить ее электронными учебными материалами – необходимо поддерживать связь с обучаемыми, создавать эффект присутствия и интерактивности процесса обучения, вовлекать в работу с материалом одновременно нескольких участников.
По заказу Минобрнауки РФ ряд компаний разработали для школ большую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), сосредоточившую более 90 тыс. ресурсов. Как полагают в компании «1С», для школ система организации и поддержки образовательного процесса на основе активного использования ЦОР – очень рациональное решение, и, в частности, у «1С» есть как бесплатные, так и коммерческие версии подобной системы.
Необходимы стандарты
Как правило, в вузах уже есть некий «доморощенный e-learning», но это чаще всего самописные, созданные на заре компьютеризации системы, помогающие решать те или иные задачи учебного процесса. Но вузы можно заинтересовать как новой системой, созданной уже ИТ-профессионалами, так и совершенствованием существующей системы, переводом ее на более мощную платформу, полноценным сопровождением и сервисом. Ведь не секрет, что образовательные учреждения постоянно жалуются на ИТ-подрядчиков, поставляющих свои продукты и решения, но не сопровождающих их.
Сегодня для полноценного развития электронного образования от ИТ-компаний необходимо в первую очередь инициирование разработки совместно с вузами соответствующих стандартов, считает Борис Позднеев, проректор МГТУ «Станкин». По его мнению, хотя ряд ИТ-компаний и занимаются этим вопросом, инициативы ИТ-бизнеса в данном направлении пока ощущаются слабо. «Существует много обучающих программ и ИТ-систем, но в единую образовательную среду они не складываются. Я считаю, что именно отсутствие единых стандартов и архитектуры стало причиной неудач «Электронной России», поэтому так важно всем вместе решать этот вопрос», - говорит он.
Действительно, образовательные учреждения постоянно говорят о необходимости обеспечить совместимость учебных продуктов и систем различных производителей. По словам экспертов компании «1С», как в общеобразовательных учреждениях, так и в вузах одно из основных основное требований к подрядчику — возможность сочетать в рамках системы электронного обучения готовые учебные материалы с собственными методиками и различными программами обучения, возможность для преподавателя добавлять функции, используемые им индивидуально. Если говорить об уже упоминавшейся коллекции ЦОР, то до недавнего времени в сфере e-learning на уровне общего образования отсутствовала единая спецификация, в результате чего различные компании разрабатывали учебные материалы, воспроизводимые лишь одной — их собственной — системой управления учебным процессом. Единая спецификация ЦОР была выработана в проекте «Информатизация системы образования», осуществляемом Национальным фондом подготовки кадров в 2003-2008 гг.
В области систем управления обучением, по мнению Игоря Баландина, самое главное и правильное требование заказчика (пусть оно и не всегда явно формулируется) – это соответствие решения тем общим задачам, которые стоят перед учебным заведением. Например, система управления обучением должна отслеживать не только успеваемость, но и общие показатели работы учебного заведения, подсказывая его руководителю, какое управленческое решение следует принять. Тормозом на пути более активного использования систем e-learning является недостаточная подготовка педагогов. «Пока еще ИТ-отрасль и образование зачастую говорят на разных языках. Для решения этой проблемы мы, с одной стороны, обучаем работников образования и предоставляем самую современную информацию о достижениях ИТ в образовании, а, с другой стороны, привлекаем наших российских партнеров к работе с системой образования», - говорит Игорь Баландин.
Светлана Ефимова, руководитель направления по работе с образовательными учреждениями «Лаборатория Касперского» считает, что потребители из сферы образования порой испытывают сложности с применением систем e-learning просто потому, что в регионах есть проблема неустойчивого Интернет-канала. «Пока данная проблема не будет устранена централизованно, сложности в использовании будут», - считает она.
Решения в области e-learning зачастую дороги и внедряются долго; причина недостаток опыта у всех участников процесса, ведь этот рынок только начинает развиваться, и ожидания заказчиков часто не соответствуют представлениям поставщиков. «Одна из проблем – децентрализация принятия решений, отмечает Антон Ильинский. - Любой вуз – это коллектив профессионалов, у каждого из которых есть своя точка зрения, и им бывает крайне сложно выработать единый подход к внедрению такой системы». Что касается финансирования, то, по его мнению, при наличии платной формы обучения для вуза, в котором обучается несколько тысяч студентов, внедрение системы e-Learning не является разорительным проектом, тем более, что вуз может приобрести сначала небольшое число лицензий.
Электронные перспективы
Перспективы e-learning в сфере образования в России пока не очень понятны. Станет ли оно инструментом, дополняющим традиционные формы обучения, или же окажется полностью встроенным в них? Есть проблемы и с отношением государства к таким формам обучения. С одной стороны, самые высокие инстанции, в том числе сам президент Медведев, постоянно говорят о необходимости повсеместного внедрения инноваций и «перехода на цифру», с другой стороны, ряд высокопоставленных чиновников высказывают сомнения в том, что все имеющиеся сейчас вузы действительно нужны стране, и обвиняют в «халтуре» вузы, применяющие дистанционные формы обучения.
ИТ-компании, развивающие направление e-learning, тем не менее, пока настроены оптимистично. «Сокращение числа вузов и количества людей с высшим образованием – это тупик, без внедрения новых форм обучения и применения ИТ российская система образования не сможет полноценно существовать», убежден Антон Ильинский. Светлана Ефимова также полагает, что данный сектор рынка будет развиваться. «Это развитие обусловлено не только спросом, но и социально-экономической ситуацией. Данные технологии могут сделать процесс обучения как увлекательным и интересным, так и доступным, особенно для людей с ограниченными возможностями, – говорит она. На мой взгляд, акцент будет сделан на развитие технологий оценки уровня знаний и навыков обучаемых, а также на расширение функционала лекторов». Благоприятными перспективы рынка e-learning считают и в компании «1С», особенно в области развития единых стандартов для электронных образовательных ресурсов и творческих конструктивных сред, позволяющих сочетать процесс обучения с учебной исследовательской деятельностью.
А вот Игорь Баландин полагает: перспективы e-learning как отдельной области деятельности не радужные, и скоро она вообще исчезнет: «Дело в том, что ИТ – это такая же новая фактура речи, как когда-то письменность. А поэтому лет через 10 мы уже не будем выделять ИТ в обучении в отдельную отрасль – они проникнут во все образовательные процессы и типы деятельности, станут неотделимым и важнейшим инструментом любой педагогической работы. Сейчас любой преподаватель владеет мелом и доской, и у нас не возникает вопроса о пользе письменности и грамотности в образовании. Аналогичная картина сложится и с ИТ в образовании, в частности с e-learning».
Однако для ИТ-компаний такой сценарий, похоже, напротив, является наиболее оптимистичным – ведь превращение e-learning из отдельной области деятельности в повсеместно применяемую технологию только повысит востребованность ИТ в образовательной среде.
Источник: Маринэ Восканян, CRN/RE