28 августа 2009 г.
Одним из недавних событий в практике Федеральной антимонопольной службы, вызвавшим пристальное внимание и интерес, особенно со стороны юристов и ИТ-компаний, стало возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ в отношении корпорации Microsoft, являющейся крупнейшим поставщиком операционных систем для ПК. Напомним, что дело было возбуждено ФАС России 4 июня 2009 г., а его рассмотрение было намечено на 24 июля. Однако, как сообщила пресс-служба ФАС России, в назначенную дату Комиссия ФАС приняла решение об отложении рассмотрения дела на 7 сентября 2009 года, удовлетворив соответствующее ходатайство корпорации.Как известно, причиной разбирательства является сокращение Microsoft поставок операционной системы Windows XP на российский рынок в связи с внедрением корпорацией новой версии программного продукта – Windows Vista. По результатам анализа рынка операционных систем для ПК ФАС России констатировала, что корпорация Microsoft занимает на нем доминирующее положение, являясь единственным правообладателем Windows. При этом антимоно-польный орган выявил сохранение значительного потребительского спроса на предыдущую версию ОС – Windows XP – при единовременном резком сокращении ее поставок в РФ. Основанием для возбуждения дела также послужило официальное письмо корпорации Microsoft, в котором она заявила о прекращении розничных продаж этого продукта в РФ с 30 июня текущего года.
ФАС России обвиняет Microsoft в злоупотреблении своим доминирующим положением по п. 4 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон). Напомним, что, согласно этой норме, к действиям, нарушающим конкуренцию, относится "экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства". Кроме того, антимонопольный орган усмотрел в действиях корпорации злоупотребление, выразившееся в форме экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на ОС Windows XP (это основание предусмотрено п.6 статьи 10 Закона).
Следует заметить, что норма, предусмотренная п. 4 части 1 статьи 10 Закона, ранее нечасто применялась на практике – по большей части в отношении деятельности субъектов естественных монополий (например, по ряду дел на основании пункта 4 части 1 статьи 10 Закона были вынесены решения и предписания ФАС России в отношении ОАО "РЖД"; впрочем, большинство из них были впоследствии успешно оспорены в суде; также имеются примеры привлечения к ответственности энергоснабжающих компаний).
Тем не менее, оценивая возможный исход данного антимонопольного дела, следует отметить, что Microsoft будет совсем не просто убедить ФАС России в отсутствии нарушения и избежать негативных последствий. В случае документального подтверждения в ходе разбирательства фактов неудовлетворенного спроса на ОС Windows XP и отсутствия доказательств убыточ-ности для корпорации дальнейших поставок этого программного продукта на российский рынок, ФАС России может вынести предписание, обязывающее группу лиц Microsoft продолжать поставлять ОС Windows XP в Россию в определенных объемах и в течение определенного срока. Очевидно, что это может отрицательно повлиять на планы Microsoft по дальнейшему внедрению Vista на таком обширном рынке, как Российская Федерация. Кроме того, статья 14.31 КоАП РФ допускает привлечение нарушителя к административной ответственности в виде "оборотного" штрафа, размер которого может составить от 1 до 15 процентов всей выручки, полученной, в данном случае, группой лиц Microsoft от продаж ОС на рынке РФ за прошедший год. Как мы видим, санкции возможны очень серьезные.
Полагаем, что правовая позиция Microsoft в данном антимонопольном деле может основываться на доказывании обстоятельства, что оба программных продукта могут быть признаны взаимозаменяемыми товарами, т.е. сопоставимыми для потребителя по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам (пункт 3 статьи 4 Закона). Сильным аргументом в пользу Microsoft является тот факт, что, как утверждают в корпорации, при приобретении Windows Vista пользователям одновременно предоставляется возможность перейти на более раннюю версию операционной системы, т.е. на Windows XP. Однако проблема состоит в том, что Vista стоит дороже, чем XP, и в случае если отклонение в цене будет признано существенным, то операционные системы не будут соответствовать критериям взаимозаменяемости.
Также не исключено, что корпорация попытается сослаться на часть 2 статьи 10 и часть 1 статьи 13 Закона, т.е. представить доказательства того, что ее действия по прекращению поставок ОС Windows XP могут быть признаны допустимыми и, следовательно, не являются нарушением. В частности, Microsoft может утверждать, что покупатели получают больше преимуществ от использования новой, более совершенной в техническом отношении операционной среды для ПК.
Однако помимо этого имеется еще одно основание для ответственности, выдвигаемое ФАС России, – нарушение ценовой политики согласно п.6 части 1 статьи 10 Закона. В этом вопросе решение будет зависеть от целого комплекса фактических обстоятельств, которые должна будет доказать ФАС России (в частности, таких как величина ценового отклонения на ОС, определенная на основании маркетингового анализа рынка, размер наценок розничных дилеров и др.).
В заключении хотелось бы отметить, что у Microsoft в любом случае имеется право оспаривать любое решение ФАС России в арбитражных судах в случае своего несогласия с таким решением. Однако представляется, что оптимальным исходом для корпорации будет урегулирование претензий антимонопольного органа на досудебной стадии путем поиска приемлемого решения с целью соблюдения требований о защите конкуренции с учетом баланса интересов потребителей и производителя.
Источник: Владимир Пестриков, юрист практики разрешения споров международной юридической фирмы Magisters