21 октября 2009 г.
В опубликованном исследовании «Эрнст энд Янг» рассматриваются меры, принимаемые крупнейшими международными компаниями для выхода из рецессии и подготовки к возобновлению экономического роста. Исследование «Уроки кризиса» уникально по сути, так как базируется на детальном изучении мнений, собранных в ходе более чем 500 встреч, которые партнеры компании «Эрнст энд Янг» провели в течение последних нескольких месяцев со своими клиентами из разных стран.Многие предприятия находятся сегодня на стадии выхода из кризиса, характеризующейся неопределенной финансовой ситуацией, и приступают к планированию дальнейших действий. Вместе с этим они признают, что работать им приходится в изменившихся условиях ведения бизнеса.
«Мы полагаем, что залог будущего успеха кроется в глубоком понимании ситуации на международном рынке, реалистичной оценке динамики его изменений, а также тенденций его развития в будущем, – говорит Александр Ивлев, партнер компании «Эрнст энд Янг», руководитель по работе с клиентами и отраслевому развитию в странах СНГ. – Перед каждой отраслью, равно как и перед каждым участником рынка, будут стоять свои приоритетные задачи, выполнение которых потребует от них в текущей непростой экономической ситуации максимальных усилий».
Участники исследования высказали общее мнение о том, что необходимо извлечь опыт из событий последних 18 месяцев. Год назад биржевые индексы упали на 10%. Сейчас наблюдается восстановление рынков капитала, однако несмотря на то что многие компании перестали балансировать на грани банкротства, лишь немногие из них считают, что условия ведения бизнеса останутся прежними.
Образовалась новая и сложная деловая среда – считает Стив Олмасси, вице-президент Ernst & Young Global по индустриальному развитию. Он отмечает: «На первый взгляд, перед компаниями открываются достаточно мрачные перспективы в новом пост-кризисном мире. Можно предположить, что в течение обозримого будущего спрос будет падать, возрастут показатели безработицы, увеличится налоговая нагрузка в связи с необходимостью финансирования государственных антикризисных программ, поэтому для восстановления доверия потребителей понадобится время. Не вызывает сомнения тот факт, что мы станем свидетелями дальнейшего ужесточения регулирования, что неизбежно приведет к росту издержек для бизнеса».
Новая деловая среда – новые приоритеты
При подготовке ответов о том, как они оценивают стратегию клиентских компаний в новых экономических условиях, партнеры «Эрнст энд Янг» уделили основное внимание тем изменениям, которые произошли в представлениях о ведении бизнеса по сравнению с прошлым годом.
Стив Олмасси отмечает: «Полгода назад клиенты говорили нам, что основными задачами для них являются выживание, осуществление компенсационных выплат сотрудникам и расчетов с поставщиками. В настоящее время корпорации расширили сферу внимания и делают все возможное для пересмотра бизнес-модели и оптимизации операционной гибкости. Поддержание ликвидности продолжает играть важную роль, но теперь к числу основных приоритетов относится также планирование, оптимизация охвата рынка с точки зрения географического присутствия или продвижения новых товаров и услуг».
Пересмотр бизнес-модели
Не вызывает удивления тот факт, что по прошествии 12 месяцев почти 90% опрошенных клиентских компаний приняли стратегию, предусматривающую первоочередное развитие профильных видов деятельности, либо рассматривают возможность ее принятия. Это связано с продажей непрофильных активов либо с признанием того факта, что осуществление разных видов деятельности в рамках одной компании сопряжено с ростом затрат и рисков. Большинство компаний проводят переоценку стратегии отношений с ключевыми клиентами (84%) и рентабельности сегментов рынка (85%).
Стив Олмасси подчеркивает: «За прошедший год мир изменился, и вместе с ним изменились основные бизнес-модели. Некоторые из них исчезли, другие корректируются в соответствии с новой ситуацией. Для того чтобы добиться успеха в столь сложных условиях ведения бизнеса, необходимо проявлять гибкость и творческих подход».
Повышение эффективности
Помимо переоценки бизнес-моделей и стратегии в новых экономических условиях компании уделяли постоянное внимание таким вопросам, как снижение затрат и способность эффективно адаптироваться к новым рыночным условиям.
Свыше 90% компаний либо ускорили реализацию программ по снижению затрат (74%), либо вплотную занимаются этим вопросом (18%).
Меньшее количество компаний привлекают услуги внешних специалистов или совместных центров (55%), еще 31% организаций активно работают над вопросом повышения эффективности вспомогательных функций. Помимо этого, компании целенаправленно занимаются вопросом снижения постоянных издержек.
Компании понимают необходимость совершенствования прогнозирования и анализа (80% реализуют или рассматривают такие программы), продолжают работать над созданием гибких моделей деятельности, отличных от традиционного сокращения рабочих мест (71%).
Сив Олмасси говорит: «Снижение затрат может быть краткосрочной целью компаний, однако долгосрочной задачей является создание более гибкого производственного режима. Время спонтанных действий закончилось».
Уроки отдельных секторов
В исследовании также рассмотрено различие бизнес-условий в разных секторах и то, как рецессия повлияла на отдельные отрасли. В течение прошедших двух лет значительные изменения произошли в банковском секторе и автомобильной промышленности, однако в других отраслях – медико-биологической, технологической, нефтяной, – также ощутивших влияние кризиса, столь глубоких изменений отмечено не было.
Стив Олмасси поясняет: «Несмотря на то что кризис оказал разное влияние на отрасли, за последние два года представители всех отраслей пришли или приходят к пониманию некоторых общих принципов. Ни одна компания любого сектора уже не может допустить, что в ближайшем будущем произойдет возврат к обычному бизнесу. В каждой отрасли есть такие компании, которые не смогут преодолеть кризис и в долгосрочной перспективе обанкротятся».
Поиск новых рынков
Один из наиболее неожиданных (и благоприятных) выводов, который мы сделали на основе бесед с клиентами, заключается в том, что вместо того, чтобы искать поддержку у государства – а многие опасались, что именно к этому приведет кризис, – большое количество компаний активно ищут выход на новые рынки. 85% респондентов ответили, что проводят работу в этом направлении, причем 59% уже реализовали такие планы, а 26% их рассматривают.
Стив Олмасси поясняет: «В большинстве случаев развивающиеся рынки быстрее преодолевают рецессию. Наши клиенты видят подтверждение этому в том, что головные офисы 15% компаний из списка Fortune 100 расположены в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), в которых открываются прекрасные возможности как для экономического роста, так и для последующей экспансии на международном рынке. Компании могут уделять основное внимание профильным видам деятельности, но это не мешает им искать новых клиентов и выходить на новые рынки».
Источник: Пресс-служба «Эрнст энд Янг»