27 октября 2009 г.
Компания «Делойт», СНГ, и Центр государственно-частного партнерства Внешэкономбанка представили совместный доклад о текущем состоянии рынка государственно-частного партнерства (далее ─ ГЧП) и разработали предложения о необходимых мерах поддержки проектов ГЧП в России на время текущего экономического кризиса и после его завершения.В рамках исследования был проведен сравнительный анализ ключевых принципов функционирования рынка ГЧП / частной финансовой инициативы на развитых рынках и в России, рассмотрено влияние глобального экономического кризиса на российский рынок ГЧП, проанализирована глобальная практика проектов ГЧП и возможности ее использования в российских социально-экономических условиях. Эксперты склоняются к мнению, что многие решения, эффективно работающие на других рынках, могут успешно применяться и в России.
По наблюдениям исследователей, российский рынок ГЧП до сих пор находится в начальной стадии развития, что обуславливается следующими факторами:
- несовершенство Федерального закона о концессиях, который на текущий момент не в полной мере защищает интересы частных инвесторов и кредиторов;
- незначительное общее число проектов ГЧП, реализованных на сегодняшний день, преимущественно на базе регионального законодательства о ГЧП;
- узкая инвестиционная направленность заявленных проектов ГЧП, которые создавались для выполнения условий предоставления средств из Инвестиционного фонда РФ и не соответствуют международным требованиям по привлечению частных инвестиций в современных рыночных условиях;
- сложная правовая и институциональная среда для проектов ГЧП, а также существующая практика финансирования отдельных секторов (например, в области медицины и образования), создающие больше преград, чем мотивации для привлечения инвестиций в общественную инфраструктуру.
Эксперты указывают на то, что ГЧП не является универсальным инструментом, который в одиночку может кардинально изменить уровень инвестирования и качество инфраструктурных проектов в России. В то же время, использование ГЧП в отдельных отраслях может иметь значительные преимущества как для государства, так и для частного бизнеса. В частности, среди преимуществ ГЧП эксперты указывают на такие возможности, как:
- использование опыта частного сектора при создании современных, высокотехнологичных и экономичных объектов общественной инфраструктуры;
- создание более конкурентной среды при проведении открытых и прозрачных тендеров;
создание базы для построения долгосрочных контрактных отношений;
- привлечение дополнительных финансовых ресурсов для строительства объектов общественной инфраструктуры, «секвестрированных» в связи с экономическим кризисом;
- предоставление более высококачественных услуг для государственного сектора в рамках неизменного бюджета;
- достижение роста эффективности и снижения расходов на стадии строительства и эксплуатации;
- создание стимулов для развития различных отраслей экономики;
- повышение эффективности инвестирования государственных средств в инфраструктуру современного города.
По мнению экспертов, при реализации проектов ГЧП Правительство РФ наряду с предоставлением прямой финансовой поддержки проектов должно выступать в роли координатора и гаранта реализации проектов. Эксперты полагают, что основными целями Правительства РФ и Внешэкономбанка в качестве института развития ГЧП должны стать развитие и укрепление инициатив в области ГЧП в следующих областях:
- выделение целевых отраслевых лимитов / разработка программ финансирования / создание инвестиционных фондов для поддержания частного сектора в региональных проектах ГЧП (например, в области здравоохранения, образования, спорта и других сферах) с минимальным объемом инвестиций в размере 500 млн рублей (на сегодня минимальный объем инвестирования Внешэкономбанком составляет 2 млрд рублей, Инвестиционным фондом РФ ― 5 млрд рублей);
- создание и развитие финансовых инструментов для привлечения средств международных инфраструктурных фондов, национальных пенсионных фондов, национальных страховых компаний, а также физических лиц с целью реализации программ инвестирования в инфраструктурные проекты, схожих с программами инвестирования в государственные компании, с гарантированными источниками финансирования в рублях на протяжении 12‒30 лет;
- разработка механизмов снижения рисков на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые обеспечат достаточные гарантии потенциальным инвесторам и сделают рыночные условия более предсказуемыми (прежде всего речь идет о снижении бюджетного и валютного рисков);
- развитие правового поля для реализации проектов ГЧП с учетом специфики международного регулирования институциональных проектов ГЧП с целью минимизации потенциального конфликта интересов и сокращения длительности процесса подготовки и реализации инвестиционных проектов;
- укрепление роли Центра государственно-частного партнерства Внешэкономбанка в деле поддержки региональных и муниципальных органов власти, а также передача соответствующей инициативы на региональный уровень.
Эксперты уверены, что глобальный экономический спад предоставляет уникальную возможность для РФ по внедрению новых методов и финансовых инструментов при реализации проектов ГЧП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это создаст предпосылки для экономического роста в отраслях, имеющих стратегическое значение с точки зрения Правительства РФ. Несмотря на кризис, у частных инвесторов, в том числе российских, найдутся финансовые ресурсы для инвестирования в проекты с приемлемым уровнем риска.
В настоящее время содержание данного доклада изучается руководством Внешэкономбанка.
Источник: Пресс-служба «Делойт»,