18 ноября 2009 г.
Несмотря на текущий кризис более 60% международных компаний не имеют эффективных программ по сокращению затрат. Более того, четверть компаний не планируют их проведение, и лишь незначительное меньшинство (17%) рассматривают сокращение затрат в качестве приоритетного направления, согласно исследованию «Экономия с целью процветания: от сокращения затрат к их оптимизации», проведенному компанией «Эрнст энд Янг».Жан-Бенуа Берти, партнер практики консультационных услуг по региону EMEIA компании «Эрнст энд Янг», заявил: «Наше исследование выявило, что многие компании не уделяют должного внимания сокращению затрат и в результате оказываются неготовыми к возможному оживлению экономики. Несмотря на то что стремление к минимизации затрат стало приоритетным направлением в течение последнего года, до настоящего времени основные усилия компаний не направлены на стратегические и долгосрочные меры, поэтому большинству организаций удается снизить затраты не более чем на 10%. Постоянное сокращение и оптимизация затрат должны стать обычной практикой и быть основой мер по оживлению деятельности любой компании».
Исследование также показало, что потенциал для принятия или внедрения и реализации более основательных и радикальных мер по сокращению затрат далеко не исчерпан. Только одна треть компаний ставит своей целью экономию затрат в размере 20% или более в течение последующих 12-18 месяцев.
Вадим Балашов, партнер компании «Эрнст энд Янг», руководитель группы по оказанию консультационных услуг, отмечает: «Мы не просто говорим о необходимости сокращения затрат - мы раскрываем механизм их оптимизации, пытаясь на основе многочисленных примеров помочь компаниям увеличить прибыль при ограниченном объеме ресурсов».
В ходе исследования, охватившего 11 отраслей в 11 наиболее экономически развитых странах, был опрошен 561 представитель высшего руководства компаний. Согласно полученным результатам, наиболее распространенной причиной внедрения плана сокращения затрат является задача по «выживанию» компании, подразумевающая, что по мере достижения необходимого для выживания уровня сокращение затрат отойдет на второй план.
Исследование выявило, что многие компании по-прежнему явно заинтересованы в поддержании или расширении доли рынка за счет снижения рентабельности. Разумная оптимизация затрат, направленная на получение оптимальной нормы прибыли и установление более продуктивных деловых отношений, наоборот, может ограничить количество клиентов.
В результате исследования были получены неожиданные результаты по отдельным отраслям. На вопрос о том, рассматривают ли компании в рамках отрасли сокращение затрат в качестве способа экономического выживания, 46% страховых организаций; 45% телекоммуникационных и нефтегазовых компаний; 44% компаний сектора недвижимости; 42% предприятий ТЭК, электроэнергетики и банковского сектора ответили утвердительно. В отличие от этого, 34% фармацевтических компаний и производителей потребительских товаров, а также 33% компаний медиасектора и индустрии развлечений ответили отрицательно.
Интересно, что и производители потребительских товаров, и телекоммуникационные компании достигли более высоких результатов по сравнению с представителями других отраслей в плане экономии затрат, приходящихся на проданную продукцию. Так, 31% предприятий, осуществляющих свою деятельность в секторе потребительских товаров, и 32% телекоммуникационных компаний удалось снизить затраты на 11-20%.
Исследование также обращает внимание на возможности сокращения затрат, предлагаемые инновационными моделями бизнеса, такими как «технология виртуальной реальности», и мероприятиями по охране окружающей среды (например, использование возобновляемых источников энергии). Оба эти подхода могут улучшить репутацию компании и отношения с заинтересованными сторонами.
Организации, игнорирующие эти два аспекта, могут создать себе проблемы в будущем и упустить возможности для значительного снижения затрат.
В заключение Жан-Бенуа Берти отмечает: «Сокращение затрат следует рассматривать в качестве основной задачи бизнеса. В настоящее время компаниям следует обратить особое внимание на достижение полезного эффекта от оптимизации затрат. Если компании рассматривают сокращение затрат в качестве временной и неудобной меры, они рискуют уступить позиции конкурентам, действующим более оперативно. Признавая конкурентную природу новой коммерческой среды, руководство может обеспечить выживание и процветание своего бизнеса».
Источник: Пресс-служба «Эрнст энд Янг».