8 декабря 2009 г.

PricewaterhouseCoopers (PwC) провела онлайн-исследование, опросив более двух тысяч респондентов в 11 городах-миллионниках с целью выявить основные тенденции в потребительском поведении интернет-пользователей. Согласно исследованию, 26% опрошенных готовы к тому, чтобы социальные медиа стали для них основным источником информации о специальных предложениях, скидках и новинках от торговых сетей/компаний производителей.

Во всем мире наблюдается стремительный рост уровня проникновения социальных сетей, возрастная аудитория которых уже не ограничивается молодежью. Представители бизнеса, в том числе компании розничной торговли и производства потребительских товаров, пересматривают свое отношение к социальным сетям и все серьезнее рассматривают их в качестве нового информационного канала, разрабатывая различные варианты присутствия в этом пространстве. В сложившейся ситуации игрокам рынка интерактивного маркетинга важно понимать, насколько российские потребители готовы к использованию социальных сетей в таком новом качестве, как они относятся к рекламе в интернете и как совершают покупки онлайн.

Несмотря на незначительный рост индекса потребительской уверенности в третьем квартале 2009 года готовность российских потребителей увеличивать свои затраты в ближайшие 12 месяцев остается пока на низком уровне. По результатам исследования PwC, большинство опрошенных рассматривает отдых и досуг в качестве основных статей сокращения расходов в течение предстоящего года. Дальнейшее снижение уровня затрат на путешествия планирует 38% респондентов, 33% – собирается меньше тратить на такие развлечения вне дома, как кино, театр, концерты и рестораны. Четверть участников исследования предполагает в следующем году сэкономить на покупке электронной бытовой техники.

Более же половины респондентов планируют сохранить на том же уровне затраты на: продукты питания – 65%, косметику и парфюмерию – 59%, а так же книги, периодические издания, аудио и видео диски – 57%. При этом 42% опрошенных в ближайшие 12 месяцев готовы увеличить свои затраты на обустройство дома, на покупку одежды и обуви (39%), на продукты питания (26%).

По данным исследования, почти все опрошенные постоянно используют интернет с целью поиска информации и обмена электронными сообщениями, а 73% респондентов подтвердили, что из всех интернет-сервисов они чаще всего обращаются к социальным сетям (на 3-м месте, после систем мгновенного обмена сообщениями). Опрос также выявил высокий уровень готовности российских потребителей к совершению покупок онлайн: около 80% респондентов подтвердили, что хотя бы раз в жизни совершали покупку в интернет-магазине. При этом среди респондентов с уровнем ежемесячного дохода свыше 25 тысяч рублей количество тех, кто приобретает товары онлайн, составляет 90%.

Результаты исследования говорят о том, что только 20% покупателей оплачивают онлайн-покупки кредитной картой. Большинство респондентов (59%) предпочитают оплачивать покупки наличными курьеру, а почти половина опрошенных пользуется услугами онлайн-платежей.

Обдумывая перспективу покупки того или иного товара или услуги через интеренет, потребители скорее доверяют рекомендациям знакомых или других пользователей и меньше всего обращают внимания на рекламу в интернет пространстве (всего 18% респондентов). Люди среднего возраста больше доверяют результатам поиска, а не личным рекомендациям, а потребители с уровнем ежемесячного дохода свыше  25 тысяч рублей принимают решение, предварительно опросив друзей и знакомых, а затем изучив онлайн-отзывы.

Большинство интернет пользователей предпочитает получать рекламные сообщения в виде контекстной рекламы в результатах поиска (42%), молодежь лучше всего воспринимает рекламную рассылку посредством электронной почты, тогда как к контекстной рекламе готовы лишь 36% респондентов в возрасте от 18 до 25 лет.

Исследование PwC выявило, что около 60% покупателей по-прежнему предпочитают увидеть товар воочию, прежде чем они совершат покупку, почти столько же потребителей опасаются, что товар доставят в плохом состоянии или возникнут сложности с возвратом.

Среди преимуществ онлайн-шопинга над традиционным – большинство респондентов (74%) отметили экономию времени, доставку товаров на дом (65%), возможность избежать очередей и прочей суеты традиционных магазинов (61%), а также круглосуточное обслуживание (58%). Потребители за пределами Москвы и Санкт-Петербурга особенно высоко ценят онлайн-магазины за возможность купить товары, не представленные в их регионе.

Методология: исследование подготовлено в октябре 2009 года на основе опроса более 2 000 респондентов в 11 городах-миллионниках России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа, Челябинск), 40% – люди в возрасте 26–35, 30% – с уровнем ежемесячного дохода свыше 25 тысяч рублей.

Источник: PricewaterhouseCoopers