21 декабря 2009 г.
Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru провел социологический опрос: «Какой тип корпоративной культуры, по вашему мнению, характеризует компанию, в которой вы работаете в первую очередь?»Оказалось, что чем меньше компания, тем больше в сотрудниках ценят креативность и новаторство. Зато в крупных компаниях, в штате которых трудятся более 5 тыс. человек, чаще проявляют заботу и доверие по отношении друг к другу.
Каждой компании присущ определённый тип корпоративной культуры. Зависит он не только от сферы деятельности организации. Не менее важной является и атмосфера, царящая в компании.
Как показал опрос, наиболее распространённым типом корпоративной культуры в российских компаниях является бюрократический. То, что в их организации существует множество формальных процедур, а также практикуется постоянный контроль над производственным процессом, отмечают 29% представителей отечественных компаний. По мнению респондентов, именно бюрократический стиль помогает руководителям осуществлять управленческую деятельность и поддерживать порядок в делах: «Хоть у нас и царит бюрократия, но без неё наступит анархия»; «У нас бюрократический тип культуры, и это правильно». Стоит отметить, что бюрократия чаще характерна для организаций с численностью сотрудников от 500 до 1 тыс. человек (46%).
Любопытно, что среди сотрудников число тех, кто утверждает, что они работают в компаниях с бюрократическим укладом, заметно больше – 40%. При этом в своих комментариях работающие россияне указывали на такие негативные моменты, как «полное равнодушие ко всему», «бесконтрольность и нестабильность», «поиск виноватых и полная безответственность».
Каждый четвёртый представитель российских организаций (25%) заявляет, что в их компании поощряется новаторство, креативность и индивидуальность, то есть преобладает активно-креативный тип культуры: «У нас приветствуется инициативность, от этого и зарплата зависит»; «Мы сами над собой начальники, но работают только ответственные, добросовестные и талантливые профессионалы». Такой тип культуры чаще присутствует в небольших компаниях, где работают до 50 человек (40%). Среди работающих россиян к креативному типу свою компанию относят лишь 18%.
Ещё 24% компаний, судя по мнению их представителей, строит свою работу на семейных ценностях: все друг о друге заботятся, проявляют доверие и преданность. По словам кадровиков, такой тип корпоративной культуры способствует хорошему настроению и продуктивной работе. «У нас как дома, поэтому почти никто не болеет и не отпрашивается»; «Семейный, но при этом учитывается индивидуальность каждого сотрудника», -утверждают респонденты. В большей степени семейный тип корпоративной культуры присущ крупным организациям, в штате которых трудятся свыше 5 тыс. человек (42%). К семейному типу культуры относит компании, в которых они трудятся, почти такое же число работающих россиян (23%).
Достижение результатов любой ценой, соперничество и некоторая агрессивность по отношению к коллегам процветают в 22% отечественных компаний. «В джунглях выживает сильнейший. Нет ничего беспощаднее, чем бизнес»; «Лишь бы деньги компании приносили, а там… хоть по головам иди», - делятся своими наблюдениями за нелёгкой жизнью в таких компаниях их представители. Такой тип культуры, где на первом месте – конкуренция и достижение результата, чаще можно встретить в организациях, где работают от 1 до 5 тыс. человек (32%). Среди работающих россиян в этом описании свою компанию узнали 19%: «Никому ничего не надо. Каждый сам за себя».
Незначительная разница в процентах, набранных каждым вариантом ответа, свидетельствует о том, что тот или иной тип корпоративной культуры в чистом виде не встретить почти ни в одной компании. Зачастую имеют место комбинированные методы управления, а значит, смешанные типы корпоративной культуры: семейно-бюрократический, предпринимательско-креативный и т. д.
Эту тенденцию подтверждают и комментарии респондентов: «Пытаемся трансформировать семейный тип в активно-креативный»; «Скорее у нас присутствует смешанный предпринимательско-семейный тип»; «Бюрократия, как и положено на государственной службе, но в каждом отделе всё зависит от начальника. В моем подразделении – некая смесь всех четырёх».
Источник: Пресс-служба SuperJob.ru