1 июня 2010 г.
Во время конференции, организованной компанией «Лаборатория Касперского» для своих американских партнеров в Пунто Кана (Доминиканская Республика), корреспонденту CRN/США Стефании Хофман удалось побеседовать с генеральным директором компании - Евгением Касперским. В частности, он рассказал о планах компании по выходу в корпоративный сегмент рынка, о намерениях Kaspersky Lab стать № 3 в мире среди производителей антивирусов на рынке конечных пользователей, а также о желании попасть в топ-100 ведущих брендов по версии BusinessWeek.CRN/США: Kaspersky Lab предприняла много серьезных шагов за последние несколько лет. Как изменилась компания за последние 12 месяцев?
Евгений Касперский : Мы четвертые в своей индустрии и самые крупные в Европе на антивирусном рынке. Но компания сейчас производит не совсем антивирусы, а, скорее, комбинации »анти-всего». За последние 12 месяцев мы почти завершили создание глобальной партнерской сети. В прошлом году мы открыли офисы в Австралии, Дубае, Швейцарии и Австрии. Мы вышли на финальную стадию нашего плана глобального присутствия. Это - скелет, сейчас мы наращиваем мышцы, но сам скелет уже готов. Что касается наших продуктов и услуг, то ничего нового о них и не скажешь. Это просто новое поколение консьюмерских и корпоративных продуктов.
CRN/США: Есть ли у вас планы по преобразованию компании в отрытое акционерное общество? Ближе ли вы к этому сейчас, чем год назад?
Е.К.: Да мы близки к этому. Наша финансовая система и аудит работают таким образом, что мы функционируем практически как открытое акционерное общество. Мы не раскрываем все цифры, но к этому готовы. Компания прибыльная и у нас достаточно средств для собственных проектов. Я не покупал футбольную команду - она мне просто не нужна, но вы видите, что отель, в котором мы находимся, далеко не самый дешевый (прим. ред.: Moon Palace Resort).
CRN/США: Станете ли вы открытой компанией уже в следующем году?
Е.К.: Если нам это будет нужно - да. Технически мы уже готовы, и с момента принятия положительного решения меньше чем через год уже может стать открытыми. Но финансовый мир слегка изменился: сначала мы выбирали между Нью-Йорком или Лондоном, а сейчас это Нью-Йорк, Гонконг или Лондон. Так что давайте подождем.
CRN/США: За последний год доля Kaspersky Lab на рынке выросла с 4,2 до 6%. Как этого удалось достичь?
Е.К.: В первую очередь, это наши технологии и профессиональная команда. Нам повезло, что у нас есть такой R&D - благодаря российской системе образования.
Во-вторых, это сеть наших партнеров. Они часть команды, как одна семья. Компания предана своим партнерам, и партнеры отвечают тем же. Это как община, так как у нас почти 2 тыс. человек в компании и неизвестно, сколько тысяч партнеров. Таким образом, это большая армия людей, которым нравится то, что они делают. Большинство из них - это компании одного бренда.
В-третьих, бренд. Мы неординарная компания и хотим таковой и оставаться. Мы это доказываем многими способами. Конечно, надо сказать об экспертах. У нас более 30 экспертов по всему миру, которые всегда в курсе дела и всегда могут все рассказать и объяснить. Мы устраиваем различные необычные мероприятия, такие как выступление Джеки Чана или экспедиция на Южный Полюс. Мы и сейчас в поисках идей.
CRN/США: По словам ваших партнеров, маркетинг и брендинг, возможно, относятся к вашим слабым местам. Что вы собираетесь предпринять, чтобы их усилить?
Е.К.: Я называю это тремя шагами к успеху. Говоря о технологии: сначала лицензирование, затем консьюмерские продукты, затем корпоратив. Далее переходим к нашей региональной группе: освоение новых регионов и развитие партнерской сети в них.
Следующее - наша продуктовая линейка, которая у нас весьма конкурентоспособная. Мы далеко впереди наших конкурентов, но хотим выпустить на рынок новый мировой бренд. Цель всего этого - попасть в топ-100 мировых брендов по версии BusinessWeek.
CRN/США: А у вас есть особые стратегии для достижения этой цели?
Е.К.: У нас есть правильное понимание того, что мы хотим. Также мы стараемся реализовывать интересные возможности и идеи. Иногда они появляются вот так (Касперский щелкает пальцами) и мы вдруг, например, решаем спонсировать экспедицию на Южный Полюс в сентябре. Мы сотрудничаем со многими профессиональными агентствами, но здесь также есть место удаче, непредсказуемости и фортуне.
CRN/США: У Kaspersky Lab 6% доли рынка в то время как у Trend Micro 6,9%. Вы думаете, Kaspersky Lab поднимется на третье место?
Е.К.: Да. В этом году у нас большие шансы войти в тройку лидеров.
CRN/США: В прошлом году Kaspersky Lab объявила о планах по завоеванию рынка крупных предприятий. Как продвигается выполнение этих планов?
Е.К.: У нас получается гораздо лучше, чем раньше, особенно с нашим партнером CDW. Мы разговариваем с крупными корпоративными клиентами. Но компании такого масштаба очень сложно склонить на свою сторону. На это уходят годы, у нас был подобный опыт в Европе, и мы считаем это нормальным. Тем не менее, раньше у CDW было 2 крупных заказчика по нашему продукту, сейчас 3.
CRN/США: Почему на это уходят годы? Компании неохотно что-то «убирают» и заменяют чем-то другим?
Е.К.: Это вопрос доверия - переключиться с одного продукта на другой. На уровне предприятия, особенно если речь идет о безопасности, немаловажную роль играет именно доверие, а под доверием как раз и понимается то, что мы работаем друг с другом уже несколько лет. Такой подход применим и к клиентам. Например, можно говорить о группах клиентов - американских, европейских, азиатских. Японцы, например, как клиенты весьма консервативны, поэтому у нас нет ощутимого успеха в Японии, всего лишь небольшая доля рынка.
Другая страна, в которой наша продукция не пользуется спросом - Корея, потому что корейцы очень патриотичны. Они покупают товары только местного производства: на улицах только корейские машины, пользуются они только корейским программным обеспечением (за исключением разве что Microsoft Windows) и корейскими же мобильными телефонами. Уж очень патриотичны. У них есть пара антивирусных компаний, неизвестных за пределами Кореи.
CRN/США: Вы хотите сказать, что пытаетесь проникнуть и на эти рынки?
Е.К.: Конечно. Эту деловую поездку я собираюсь завершить посещением Токио. Барселона, Париж, Рим, Милан, Мюнхен, Ганновер, Лондон, Гонконг. Нас там ждут и дела у компании идут успешно. Бренд хорошо развивается.
CRN/США: Как вы собираетесь сохранить дух небольшого предприятия, ведь Kaspersky Lab становится все больше и больше?
Е.К.: Хороший вопрос, вот только я не знаю, как на него ответить... Это одна из главных задач - сохранить корпоративный дух и поддерживать отношения с партнерами. У нас есть несколько специальных программ, своего рода внутренний маркетинг, направленный на расширение и поддержание компании. Также мы придерживаемся консервативной кадровой политики.
В прошлом году компания росла очень быстро и число сотрудников выросло на 40-50%, для компании это очень опасно. А мне не хочется разбавлять корпоративный дух, вот мы и делаем все возможное, чтобы этого не случилось.
У нашей компании своя философия, поэтому мы и консервативны - нам нужно убедиться, что люди «заражены» командным духом. У нас есть специальные корпоративные события - например, празднование Нового года. Мы делаем все возможное, чтобы люди из разных стран сотрудничали - например, сейчас здесь присутствуют коллеги из московского офиса. Мы набираем людей, которым присущ командный дух, иногда мы можем даже отказать из-за этого в работе. И это одна из причин, почему мы настолько консервативны во всех наших приобретениях.
CRN/США: Так вы ничего не планируете приобретать в этом году?
Е.К.: Нет. Мы хотели приобрести одну компанию, но, к счастью, не сделали этого. По мне, так если вы приобретаете компанию, уйдут годы на адаптацию персонала и технологий к новой культуре. А если вы сразу находите нужных людей и начинаете с нуля, то в конце получите тот же результат за тот же период времени, но технологии будут развиваться правильно, в соответствии со стандартами, и это будут уже наши люди с нашим корпоративным духом. Но я никогда не скажу «нет», если увижу достойные технологии и команду, мы всегда открыты.
CRN/США: В какие технологии вы будете инвестировать в этом году?
Е.К.: Мы по-прежнему остаемся в сфере ИТ-безопасности и не собираемся далеко отходить от нашего основного бизнеса. В прошлом году мы инвестировали и продолжаем инвестировать в hosted security. Однажды мы это уже попробовали, но результат нас не удовлетворил, тогда мы сменили команду и попробовали во второй раз - стало лучше, но все равно результат был далек от ожиданий. Сейчас у нас лучшие люди, благодаря кое-каким приобретениям, и я уверен, что сейчас все функционирует так, как должно.
CRN/США: Свои продукты вы предпочитаете разрабатывать исключительно на собственных технологиях?
Е.К.: Да, но все-таки на некоторые технологии у нас есть лицензия, так как у других компаний они лучше. Мы не собираемся пытаться их обогнать. Но технологии, лежащие в основе наших продуктов и решений, созданы нами.
CRN/США: Какую часть вашего бизнеса составляет сервис?
Е.К.: Я не смогу корректно ответить, не уверен насчет цифр, но все же это весьма внушительная часть бизнеса. ИТ-безопасность становится более сложной, а у людей и небольших компаний не хватает на нее ни знаний, ни ресурсов.
CRN/США: И вы видите рост?
Е.К.: Конечно! Безопасность пользователей обеспечивает интернет-провайдер, а сейчас эта бизнес модель стала намного интереснее. Она не нова, но сейчас самый ее расцвет.
CRN/США: Какова ваша главная задача на 2010 год?
Е.К.: Хотя кризис еще продолжается, все равно хорошие возможности для развития есть. И наша главная задача состоит не в том, чтобы выжить, а в том, чтобы сделать компанию сильнее и создать надежную партнерскую сеть. Большие, публичные, компании должны генерировать деньги, и особенно сейчас, нам же не нужно этого делать, мы можем инвестировать в проекты, которые со временем принесут прибыль. И этим мы отличаемся от публичных компаний. Мы продолжаем заниматься безопасностью, но у нас есть еще кое-какие идеи, мы набираем новых сотрудников и новых партнеров. Мы придерживаемся старой стратегии - создавать технологии, не перемещать R&D в Индию и не лениться создавать глобальную партнерскую сеть. Я не понимаю те компании (я не имею в виду только компании, специализирующиеся в сфере программного обеспечения), которые не хотят расширяться, которые заинтересованы только в каких-то своих ключевых рынках. По-моему, это ошибка.
Источник: По материалам ChannelWeb