22 июня 2010 г.

Сергей Мехоношин, SolverMate
Многие специалисты ИТ-рынка считают, что рынок SaaS-решений находится в активной фазе. О том, что происходит сегодня в российских «облаках», рассказывает Сергей Мехоношин, директор компании SolverMate, предоставляющей «облачный» сервис для автоматизации работы с клиентами и управления рабочим временем сотрудников.

CRN/RE: Как вы оцениваете текущее состояние российского рынка SaaS?

Сергей Мехоношин: Сейчас  российский рынок SaaS находится на этапе зарождения. Каждый день появляются новые решения для различных сфер применения, обкатываются методы предоставления услуг. Активный интерес проявляют компании малого бизнеса, чуть меньший -  крупный бизнес, но реальный спрос пока в зачаточном состоянии.

Если говорить в конкретных цифрах, то, по данным исследования J’son & Partners Consulting, доля  рынка ПО в аренду в общем объеме делового ПО в нашей стране на сегодня составляет всего 0,4%, то есть около 3 млн. долларов (для сравнения – объем мирового рынка в 2009 году превысил 8 млрд. долл.).

CRN/RE: Каково положение дел  на зарубежном рынке «облачных» решений?

С.М.: На мировом рынке SaaS идет активное развитие платформ и других инструментов партнерства. Компании-лидеры дают доступ к своей клиентской базе разработчикам решений на основе  их  ПО и платформы (Force от SalesForce, Google Apps и др.). Тем самым они решают две основные задачи: возможность единой оплаты за все используемое ПО (от нескольких разработчиков) и набор функционала для обеспечения необходимого уровня автоматизации в рамках «единой» системы. То есть у них сейчас все сделано для удобства клиента.

CRN/RE: Насколько российский SaaS-рынок отстает от  мирового? В чем причины этого отставания?

С.М.: Первые облачные сервисы на мировом рынке появились в 1999-2000 годах, у нас же в 2006-2007. Если говорить в цифрах, то российский рынок отстает от мирового в сотни раз. Однако мы активно перенимаем опыт западных коллег и адаптируем его, так что фактическое отставание составляет на сегодня всего около трех лет.

Причины разные – и специфика российского законодательства, и недостаточная техническая база в регионах, и элементарное отсутствие необходимой информации. То есть до сих пор очень многим компаниям приходится объяснять, что такое «ПО как услуга»,  что использование его – это преимущество. Есть и недоверие к технологии SaaS, и к российскому производителю. Самое распространенное заблуждение:  SaaS - это ненадежно. В нашей стране люди привыкли полагаться только на себя, и поэтому хотят контролировать то, что используют. Хотя при этом ничего им не мешает сейчас использовать почту от Яндекс или Google, а это и есть типичный SaaS-сервис и если вы не платите напрямую, то это не значит, что за него не платят другие (например, рекламодатели).

CRN/RE: Какие решения уже пользуются спросом за рубежом, но в нашей стране все еще не востребованы? Почему?

С.М.: Во всем мире самыми востребованными являются решения класса CRM и ERP. У нас же главная проблема состоит в том, что компании не могут «перешагнуть» психологический барьер и «доверить», как они считают, свои главные активы - клиентскую базу и финансовые данные -  провайдерам приложений. Многие боятся, что эти данные попадут в руки, например, конкурентов. Пока еще нет понимания того, что любому провайдеру/разработчику SaaS-решений абсолютно невыгодно передавать третьим лицам такие данные – он сразу потеряет свой бизнес. К сожалению, последние рейды силовых ведомств по российским дата-центрам ухудшают и без того малое доверие.

Поэтому пока спросом пользуются только те решения, где нет критичных с точки зрения российского бизнеса данных (финансы, база клиентов с контактами). К ним относятся  почтовые и другие коммуникационные сервисы, управление проектами, сервисы по взаимодействию с клиентами и управлению рабочим временем сотрудников.

CRN/RE: Функционал/стоимость – есть ли разница этих пропорций в России и за рубежом?

С.М.: В России данная пропорция выглядит более привлекательной - то есть разработчики SaaS-решений предлагают почти такой же функционал систем, но за меньшие деньги. Общая неграмотность в вопросах автоматизации, пиратство, условно бесплатное ПО – все это накладывает существенные ограничения на конкурентоспособную стоимость продукта. Если функциональность продуктов от этого не страдает, то дополнительные услуги (консультации, скорость реакции поддержки и др.) – существенно.

CRN/RE: В чем заключается специфика российского рынка SaaS-услуг?

С.М.: В России основным конкурентом «облаков», как это ни странно, является свободное ПО. Зачастую клиенты смотрят на цену, а не на то, что дают за эти деньги. У нас не очень развита  культура расчета внутренних затрат в компаниях:  все всё считают, когда надо заплатить другой фирме, а когда сотрудники внутри компании бездарно или с низкой эффективностью тратят время - это не учитывается. Другие затраты - на обслуживание сервера, электричество, поддержку пользователей – их как бы нет, их не видят за зарплатой сотрудников. Не учитывается также и то, что оборудование не вечно и должно амортизироваться и т.д. Такой «подход» подводит SaaS-разработчиков в России к необходимости выпускать коробочные версии.

Ну и, конечно, целый ряд «непреодолимых» специфических особенностей российского бизнеса – таких как необходимость бумажной бухгалтерской отчетности, возможность внесудебного вмешательства силовых ведомств в деятельность интернет-компаний и дата-центров и пр.

CRN/RE: Каковы тенденции развития SaaS-решений (за рубежом и в России)? Почему рынок будет развиваться именно в этом направлении?

С.М.: Сейчас  мировой рынок идет по пути, с одной стороны, сужения специализации сервисов, а с другой – расширения возможностей интеграции. Я не могу сказать за всех игроков SaaS-рынка в России,  но SolverMate придерживается мирового тренда и сможет показать свои новые разработки в этих направлениях уже в самое ближайшее время.

CRN/RE: Как будет меняться подход к обеспечению безопасности и защите данных потребителей «облачных» решений?

С.М.: В целом  общий подход к защите данных клиентов уже сформирован. И на сегодня пользоваться SaaS-решением гораздо безопаснее, чем обычным ПО. В малом и среднем бизнесе люди редко задумываются о безопасности хранения данных, в лучшем случае устанавливают антивирус и делают еженедельное резервное копирование. Других угроз они не видят, да на них и нет времени.

В тоже время провайдер и производитель «облачных» приложений прилагает максимум усилий для обеспечения безопасности – и защита данных является одной из основных гарантий защиты как от технических проблем, так и от  «человеческого» фактора. Мы, например, гарантируем защиту данных целым рядом средств, в том числе тем, что базы данных клиентов изолированы друг от друга, вся информация интернет-приложений передается в шифрованном виде SSL, в самом приложении есть защита от массовой выгрузки данных, данные на серверах  резервируются в реальном времени, а доступ в дата-центр имеет несколько уровней защиты. Если что-то и будет меняться, то только отдельные элементы (например: работа с цифровой подписью или использование новых средств идентификации).

CRN/RE: Какие решения будут востребованы в ближайшем будущем ( год, пять лет и т.д.)?

С.М.: На мой взгляд, на российском рынке в ближайшей перспективе будут наиболее востребованы сервисы почты, антивирусные и антиспам-решения, коммуникационные сервисы, информационно-справочные системы, системы по взаимодействию с клиентами и управлению рабочим временем. В пятилетней перспективе - различные финансовые системы, системы документооборота, и другие приложения, критичные к конфиденциальности данных – к этому времени рынок научится доверять SaaS-решениям.

CRN/RE: Динамика развития SaaS-рынка: вчера, сегодня и прогнозы на ближайшие пять  лет?

С.М.: Я уверен, что очень скоро рынок SaaS-решений активизируется – с учетом быстрого устранения проблем с широкополосным доступом к Сети, решением вопроса информированности о решениях и их преимуществах, появлением новых решений для различных сфер и задача бизнеса. Бурный рост будет происходить за счет малого и среднего бизнеса, который наконец-то получит системы для выполнения  своих задач на приемлемых для него условиях - это основное преимущество SaaS-решений.

Будущее «облаков» – в полном вытеснении традиционного ПО из среднего, малого и микро- бизнеса,  потому что это экономически выгодно. Функционал таких решений по сравнению с обычными приложениями проще, но он полностью решает целевые задачи. Кроме того, в перспективе будет реализована очень простая интеграция бизнес-приложений друг с другом, это станет еще одним важным преимуществом и отличием от традиционного ПО, где это дорого, а порой и невозможно.

Источник: CRN/RE