12 августа 2010 г.
Последнее исследование перспектив мирового бизнеса Global Business Outlook Survey, проведенное по заказу компании KPMG International, показывает, что отмечавшиеся ранее ожидания относительно перспектив развития бизнеса по-прежнему остаются оптимистическими.Исследование основано на принципе нетто-баланса, когда процент респондентов с более пессимистическим взглядом на будущее своих компаний в перспективе на год вычитается из процента респондентов с более оптимистичными представлениями.
Ключевые показатели исследования - уровень деловой активности прибыль, покупка ценных бумаг и т. п. - совсем незначительно отличаются от показателей предыдущего исследования, проведенного в марте. Оптимизм в отношении деловой активности сохранился на прежнем уровне: +49.9 для производственного сектора и +43.9 для сектора услуг. Уровень оптимизма в отношении доходов несколько повысился (буквально на два-три пункта) до +45 и +40.7 для производственного сектора и сектора услуг соответственно.
Несмотря на такую статичность, реальное повышение активности наблюдается в области инвестиций. Обычно в последнее время показатели в этой области отставали от других примерно на 30 пунктов или более, но теперь разрыв быстро сокращается. Уровень оптимизма по поводу роста занятости в производственном секторе вырос на шесть пунктов до +20.9, а в секторе услуг – на два пункта до +19,3. Производители продемонстрировали более высокий уровень уверенности в росте капиталовложений (рост на шесть пунктов до уровня +21.7) и в сфере НИОКР (рост на два пункта до уровня +20.8). Весь этот рост свидетельствует о возрастающей уверенности представителей бизнес-сообщества в устойчивых темпах восстановления экономики после кризиса и в надежности инвестиций.
Что касается отдельных стран, результаты последнего исследования показывают следующее. В США уверенность представителей бизнеса в отношении роста уровня занятости в производственном секторе теперь повысилась до +40. В Индии по ряду показателей наблюдается рост на 15–20 пунктов, эта страна быстро догоняет Россию и Бразилию, где уровень уверенности всегда был очень высоким.
В Европе пришла очередь Великобритании и Испании страдать, поскольку их экономики, в значительной степени ориентированные на сектор услуг, стараются приспособиться к введенным правительствами мерам жесткой экономии и проблемам государственного (суверенного) долга.
В целом, можно утверждать, что сектор услуг реагирует на общемировую экономическую ситуацию более сдержанно, чем производственный сектор, поскольку еще действуют опасения в отношении государственных расходов и способности/готовности потребителей тратить.
Печальной – но не удивительной – является ситуация в Греции, где характеристики основных показателей очень низкие – на уровне -40 или -50.
В Китае также отмечен не слишком высокий уровень оптимизма, хотя стартовый уровень здесь и без того был достаточно высок. Само по себе падение на 20 пунктов ничего не значит, поскольку это может быть отнесено на счет твердых действий правительства по установлению контроля над развивающейся национальной экономикой и на инфляционные опасения. Реакция китайских компаний на эти факторы вполне адекватна.
В России производители по-прежнему смотрят на перспективы роста производства в ближайшие 12 месяцев с оптимизмом. Соответствующий показатель уверенно держится на отметке +52.1, хотя это и самое низкое значение начиная с июля 2009 года. Показатели компаний, демонстрирующих оптимизм в отношении перспектив создания новых направлений бизнеса и роста выручки, по сравнению с февральскими показателями снизились, составив +54.2 и +57.9 соответственно.
По оценкам, инфляционное давление в текущий период прогнозирования должно возрасти. Показатели компаний, прогнозирующих рост цен на материально-производственные ресурсы и выпускаемую продукцию, достигли самой высокой начиная с июля 2008 года отметки, составив +68.3 и +58.5 соответственно.
Респонденты по-прежнему демонстрируют оптимизм относительно возможности увеличения численности своих компаний, однако соответствующий показатель снизился с +33.7 в феврале этого года до +25.4.
С учетом ожидаемого замедления темпов роста выручки и усиления инфляции цен на потребляемые ресурсы показатель компаний, прогнозирующих рост прибыли, упал с +44.9 до +37.1. Предполагается, что капитальные затраты, так же как и расходы на НИОКР, будут расти более медленными темпами.
Тони Томпсон, руководитель Департамента консультационных услуг КПМГ в России и СНГ, комментирует: «Согласно результатам данного исследования, показатель оптимистических ожиданий относительно уровня деловой активности в российском секторе услуг стоит на отметке +60; еще больший оптимизм продемонстрировали только респонденты из США. Причины столь высокой степени оптимизма очевидны. В России в настоящее время растет понимание того, что сектор финансовых услуг, равно как и сектор инфраструктуры, требует крупных капиталовложений. Понятно, что подобные инвестиции неизбежно скажутся благоприятным образом на секторе услуг за счет эффекта домино. К тому же российское правительство имеет все возможности для инвестиций такого рода, поскольку в отличие от правительств многих других стран ему не приходится бороться с проблемой огромного государственного долга».
По сравнению с результатами предыдущего исследования повысился уровень уверенности участников рынка в перспективах развития российского сектора услуг. Показатель компаний, прогнозирующих рост деловой активности, вырос до отметки +60.2. За последние шесть периодов прогнозирования данный показатель был превышен только один раз. Показатели компаний, прогнозирующих рост выручки, благоприятные перспективы для создания новых направлений бизнеса и рост прибыли, также выросли, составив +61.0, +59.3 и +52.0 соответственно.
Сальдо в части капитальных затрат и масштабов аутсорсинга в июне изменилось самым незначительным образом, практически оставаясь на одном и том же уровне с октября 2009 года.
«Что касается промышленных компаний, их уверенность в перспективах развития бизнеса слегка поколебалась, хотя в абсолютном выражении данный показатель остается достаточно высоким, – отмечает Тони Томпсон. – Вместе с тем промышленное производство играет менее заметную роль в российской экономике, а российская продукция на данный момент неконкурентоспособна на мировом рынке, поэтому российский промышленный сектор уже не столь безоговорочно считается мировой точкой роста. И все же в целом следует признать, что сегодня появилось ощущение реального восстановления экономики. Снова растет активность на рынке слияний и поглощений, увеличивается число IPO, быстрыми темпами идет процесс вложения средств в российские активы. Если добавить к этому высокие темпы роста ВВП и продолжающееся бюджетное стимулирование экономики, все будет указывать на то, что у игроков появилась твердая уверенность в перспективах развития российского рынка».
Источник: КПМГ