6 октября 2010 г.

Исследовательская компания Universum опубликовала глобальный рейтинг привлекательности работодателей The World’s Most Attractive Employers 2010, который основывается на результатах опроса почти 130 тыс. студентов технических институтов и школ бизнеса.

Согласно рейтингу, в категории «Технологии» в 2010 году продолжают доминировать ИТ-компании — три ведущих работодателя Google, Microsoft и IBM в этом году сохранили свои позиции. Значительные изменения в десятку лидеров внесли японская Sony, поднявшаяся на четвертую позицию, и новый участник – Apple. Немецкий автопроизводитель BMW продолжает оставаться самым привлекательным работодателем в автомобильной отрасли. Кроме того, в первой десятке, почти полностью оккупированной американскими корпорациями, продолжает оставаться немецкая Siemens (удерживаясь на 8-й позиции).

Что касается категории «Бизнес», то после абсолютной победы в 2009 году Google продолжает удерживать позиции лидера и в текущем году, однако на этот раз серьезную конкуренцию этой компании составили четыре крупные аудиторские фирмы. Нынешний год оказался весьма удачным для сферы аудиторских услуг — в категории «Бизнес» четыре аудиторские компании вошли в пятерку лидеров.

«Аудиторские фирмы и производители товаров массового спроса становятся все более привлекательными как работодатели, и теперь они вместе с представителями ИТ-отрасли занимают весь пьедестал», — отметил Михаль Калиновски (Michal Kalinowski), главный исполнительный директор компании Universum. Хуже обстоят дела у компаний из отрасли банковских и инвестиционных услуг, сферы управленческого консалтинга и нефтегазовой промышленности, которые теперь воспринимаются как менее привлекательные работодатели.

Top 10 — Бизнес        Рейтинг 2010 года    Рейтинг 2009 года
Google                       1                  1
KPMG                       2                  8
Ernst & Young              3                  5
PricewaterhouseCoopers     4                  2
Deloitte                       5                  10
Procter & Gamble              6                  6
Microsoft                  7                  3
The Coca-Cola Company     8                  13
J.P. Morgan              9                  7
Goldman Sachs              10                  4

Top 10 — Технологии   Рейтинг 2010 года     Рейтинг 2009 года
Google                      1                     1
Microsoft                      2                     2
IBM                      3                     3
Sony                      4                     7
BMW                      5                     4
Intel                      6                     5
General Electric             7                     6
Siemens                      8                     8
Procter & Gamble             9                     10
Apple                      10                      –

Ловиса Ёхнелл (Lovisa Öhnell), директор по исследованиям и консалтингу компании Universum, так прокомментировала рейтинг 2010 года: «Компаниям, оказывающим профессиональные услуги, требуется успешно привлекать лучших специалистов. Аудиторским фирмам знакомы такие проблемы, и они направляют значительные ресурсы на привлечение специалистов и укрепление своего имиджа на рынке труда. Если говорить о соискателях вакансий в технологической сфере, то потенциальные работники считают, что в настоящее время наиболее привлекательными работодателями являются инновационные компании, предлагающие превосходные продукты и услуги».

Наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов, поэтому привлечение лучших работников является необходимым условием для успешного ведения бизнеса и роста прибылей. В настоящее время низкие показатели рождаемости и смертности существенно меняют демографическую ситуацию в мире, и серьезным вопросом XXI века становится не только «Кто будет пополнять ряды работников?», но и, что более важно, «Где они будут работать?».

Рейтинг Universum Global Talent Attraction Index основывается на мнениях соискателей вакансий из 12 экономически развитых стран мира о том, какие компании они считают идеальными работодателями. Значимость для компаний: 1) представители данной целевой группы вскоре окончат лучшие учебные заведения и станут работниками; 2) рейтинг показывает, какие компании, и до какой степени, являются для них привлекательными работодателями; 3) это компании, имеющие конкурентные преимущества в «войне за таланты».

«Многонациональные корпорации начинают осознавать существующие и будущие проблемы, связанные с сокращением рабочей силы. Обеспечение притока квалифицированных кадров требует стратегии привлечения работников и укрепления имиджа на рынке труда. Компании, которые смогут привлекать новое поколение лучших специалистов, представлены в рейтинге Universum Global Talent Attraction Index 2010», — отметил Михаль Калиновски.

Рейтинг позволили выявить некоторые значимые тенденции
Поскольку 70% стоимости корпорации составляют нематериальные активы (по данным исследований Accenture), и по всему миру растет дефицит специалистов, быть привлекательным работодателем чрезвычайно важно для сохранения прочных конкурентных позиций.

1. Американские многонациональные корпорации опережают компании из других стран.
Уже в 2009 году американские компании составляли самую большую региональную группу в списке Top 50 (20 компаний в категории «Бизнес» и 17 компаний в категории «Технологии» — даже без учета «Большой четверки» и крупных консалтинговых фирм как американских организаций). В этом году их количество составило 24 в обеих категориях.

«Судя по всему, несмотря на растущие угрозы господству англосаксонской модели капитализма, американские корпорации все чаще становятся предпочтительными работодателями для специалистов по всему миру. Зачастую они воспринимаются как по-настоящему международные организации, в которых национальность не является препятствием для карьерного роста, — отметил Михаль Калиновски. — Интересным признаком грядущих перемен является то, что впервые в Top 50 попала китайская компания — Lenovo (44 место в категории «Технологии»)».

2. Имидж компании как работодателя все больше отделяется от популярности бренда.
Если сравнить рейтинг наиболее привлекательных работодателей с рейтингом самых известных компаний (Fortune) или рейтингом самых популярных брендов (Interbrand), то становится понятно, что привлекательность компаний как работодателей не так уж серьезно зависит от популярности потребительских или корпоративных брендов. Рейтинг Universum Global Index пересекается с рейтингами популярности только на 50%.

3. Наиболее привлекательными работодателями являются компании, помогающие своим работникам развиваться профессионально.
Специалистов по всему миру заботит свое собственное развитие и свой собственный имидж.

Поэтому они чаще выбирают компании, предлагающие возможности для обучения и повышения квалификации, хорошие рекомендации для будущей карьеры и поддержку профессионального развития работников со стороны руководства. Аудиторские фирмы «Большой четверки» воспринимаются целевой группой как компании, удовлетворяющие этим важным критериям выбора.

4. Взаимосвязь между восприятием отрасли и восприятием бренда.
Сектор банковских и инвестиционных услуг считается ответственным за крупнейший в мировой истории экономический кризис, поэтому привлекательность компании из этой отрасли как потенциальных работодателей упала. Представители сферы управленческого консалтинга также сдали свои позиции по причине связи с сектором банковских и инвестиционных услуг, и их считают отчасти виновными в прошлой неэффективности финансового управления. В условиях растущей общественной озабоченности экологическими проблемами менее привлекательными для работников стали компании из нефтегазовой отрасли.

Об исследовании Universum Global talent Attraction Index
Глобальный рейтинг основывается на частоте упоминаний разных компаний как привлекательных работодателей студентами из 12 стран с развитой экономикой (США, Япония, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бразилия, Испания, Канада, Россия и Индия). Целевая группа включала почти 130000 будущих работников, проходящих обучение в самых престижных учебных заведениях мира.

Самые привлекательные работодатели мира, 2010 год
Бизнес          Рейтинг 2010 года  Рейтинг 2009 года
Google                      1    1
KPMG                      2    8
Ernst & Young             3    5
PricewaterhouseCoopers    4    2
Deloitte                      5    10
Procter & Gamble             6    6
Microsoft               7    3
The Coca-Cola Company    8    13
J.P. Morgan             9    7
Goldman Sachs             10    4
L’Oréal                      11    14
BMW                      12    12
Sony                      13    16
Johnson & Johnson             14    18
The Boston Consulting Group    15    11
McKinsey & Company             16    9
Morgan Stanley             17    15
Apple                      18    –
IBM                      19    17
Deutsche Bank             20    19
Nestlé                      21    24
BankofAmerica/Merrill Lynch    22    –
IKEA                      23    –
adidas                      24    –
Accenture                      25    23
Unilever                      26    27
General Electric             27    20
PepsiCo                      28    –
Citi                      29    21
UBS                      30    28
Credit Suisse             31    25
Kraft Foods             32    32
Bain & Company             33    26
Heineken                      34    –
American Express             35    –
Barclays                      36    –
Hewlett-Packard             37    34
Volkswagen             38    –
LVMH                      39    –
Shell                      40    33
Toyota Motor             41    –
Nokia                      42    29
Esso/ExxonMobil             43    31
Intel                      44    30
Dell                      45    –
Pfizer                      46    36
Ford Motor Company             47    –
Cisco Systems             48    45
ING Group                      49    –
General Motors             50    –

Технологии    Рейтинг 2010 года    Рейтинг 2009 года
Google                       1    1
Microsoft                       2    2
IBM                       3    3
Sony                       4    7
BMW                       5    4
Intel                       6    5
General Electric              7    6
Siemens                       8    8
Procter & Gamble              9    10
Apple                       10    -
Cisco Systems              11    13
Johnson & Johnson              12    11
Hewlett-Packard              13    12
Shell                       14    9
The Coca-Cola Company     15    21
Esso/ExxomMobil              16    14
Volkswagen              17    –
Toyota Motor              18    –
Nestlé                       19    24
Ford Motor Company        20    –
3M                       21    –
Dell                       22    –
General Motors              23    –
Accenture                       24    20
Philips                       25    22
McKinsey & Company              26    15
Nokia                       27    19
BP                       28    17
L’Oréal                       29    18
Schlumberger              30    16
Oracle                       31    –
Pfizer                       32    25
Bosch                       33    26
Goldman Sachs              34    23
IKEA                       35    –
The Boston Consulting Group     36    27
DuPont                       37    –
Kraft Foods              38    40
Bayer                       39    35
Deloitte                       40    29
J.P. Morgan              41    28
Unilever                  42    36
adidas                       43    –
Lenovo                       44    –
BASF                       45    –
Novartis                       46    45
GlaxoSmithKline              47    31
Heineken                       48    –
Ernst & Young              49    33
Morgan Stanley              50    50

Источник: Пресс-служба IBM