21 октября 2010 г.
Такой вывод сделал руководитель ФОМ-проекта «Мир Интернета» Павел Лебедев в своем докладе «Рынок интернет-торговли» на конференции Russian Internet Week 2010.Сегодня около 6 млн. россиян ежемесячно покупают в Интернете товаров на сумму около 15 млрд. рублей. Возрастает популярность покупки в Сети не только книг, но бытовой техники, одежды и обуви – товаров чисто «оффлайновых».
В основу доклада легли результаты первой волны регулярного исследования «Рынок интернет-торговли», проведенного при поддержке интернет-магазина OZON.ru.
Сегодня около 14% (5,9 млн.) пользователей «Всемирной паутины» можно считать регулярными интернет-покупателями – это те, кто выбирает и заказывает товары через Интернет хотя бы раз в месяц. По сравнению с результатами исследования, проведенного весной этого года, доля пользователей, вовлеченных в интернет-торговлю, не изменилась, но абсолютное число их немного увеличилось за счет общего роста численности интернет-аудитории.
Интересно, что количество нынешних интернет-покупателей примерно равно количеству активных интернет-пользователей в 2005 г. За пять лет активная интернет-аудитория выросла более чем на 350%. По мнению Лебедева, ожидать аналогичного роста числа интернет-покупателей вряд ли стоит, но возможный тренд внушает оптимизм. Результаты исследования показали, что в тройку популярных категорий товаров, приобретаемых через интернет, помимо уже привычных книг (19%), бытовой техники и электроники (21%), стремительно ворвались одежда и обувь (18%). Это может свидетельствовать о формировании нового слоя покупателей, у которых уже не столь сильно выражена установка на то, что приобретаемый товар обязательно нужно посмотреть, пощупать и проверить до покупки.
В среднем люди, заказывающие товары через Интернет, тратят на покупки в Сети чуть более двух тысяч рублей в месяц. По сравнению с данными за март 2010 г. эта сумма уменьшилась более чем на 700 рублей. Общий месячный объем рынка интернет-продаж в августе составил около 14 млрд. рублей, что примерно на 2 млрд. рублей меньше по сравнению с мартом 2010 года. Подобные изменения вызваны традиционным летним спадом покупательской и интернет-активности. Дальнейшая динамика развития рынка интернет-торговли видится позитивной.
Как всякая развивающаяся отрасль, сфера интернет-торговли не лишена своих точек напряжения. Однако их следует рассматривать не как барьеры, но как потенциальные векторы для развития отрасли.
Проведенное исследование показало, что в тройку наиболее популярных магазинов входят Ozon.ru, «Утконос» и Exist.ru - их называет примерно каждый десятый респондент из числа давших содержательный ответ на соответствующий открытый вопрос. В то же время более половины интернет-покупателей не смогли вспомнить названия интернет-магазинов, в которых они совершали покупки. Таким образом, очевидно, существует огромный потенциал в нише позиционирования и брендирования интернет-магазинов.
Три четверти (75%) вовлеченных в интернет-торговлю платят за покупки наличными при получении, остальные используют иные способы оплаты, подразумевающие, как правило, оплату до получения товара. Самый популярный из таких способов – банковская карта (9%). Интернет-магазин все еще выполняет функцию удобной витрины с возможностью заказа товара. Как массовая площадка для осуществления транзакций и платежей за товары Интернет пока не воспринимается.
В то же время исследование показало, что барьеры, связанные с недоверием к интернет-магазинам и опасениями возможной недоставки товара, оказываются все менее и менее значимыми – о них упомянули лишь 17% интернет-пользователей, которым не приходилось покупать или заказывать товары в Сети. Основной причиной отказа от покупок через Интернет является отсутствие интереса, необходимости в этом (38%). Почти каждый десятый пользователь Интернета, не делающий онлайн-покупок, в качестве причины этого называет желание ходить по обычным магазинам.
По словам П. Лебедева, проведенное исследование свидетельствует о том, что рынок интернет-торговли находится в процессе перехода от этапа становления к этапу большей зрелости и планомерного роста. Зафиксированные проблемные точки должны стать стимулом для всех игроков рынка: интернет-магазинов, платежных систем, логистических структур и даже государства.
Источник: ФОМ