17 декабря 2010 г.
Торгово-промышленная палата РФ и ассоциация консультантов по персоналу (АКПП) провели конференцию «Фокус на будущее. Российский рынок труда в 2011 году: тенденции, прогнозы и направления развития».В ходе обсуждения определялись основные качества и навыки, которыми сегодня должны обладать сотрудники, чтобы быть востребованными и завтра. Были подняты вопросы развития потенциала сотрудников и увеличения производительности труда.
Любопытно, что многие менеджеры по персоналу и организационному развитию отмечали особенно сильное влияние ИТ. «Следующее десятилетие пройдет исключительно под знаком информационных технологий», - вынесли вердикт участники форума. Раньше, возможно, уверенная работа на компьютере и могла считаться определенным конкурентным преимуществом на рынке труда. Однако сегодня очевидно, что знание ИТ – это насущная необходимость, а не приятное дополнение. Во многих вакансиях уже нет графы: «свободное владение ПК», это подразумевается автоматически. Поэтому освоение все более совершенных и продвинутых информационных технологий становится приоритетом для каждого.
Большое внимание на форуме уделялось сотрудникам ИТ-компаний и уровню их подготовки. Заместитель директора департамента исследований и разработки и руководитель отдела образования компании «лаборатория Касперского» Станислав Шевченко отметил, что работодатели в обязательно порядке должны принимать участие при отборе сотрудников. Шевченко отметил, что это очень непростая задача: «Найти вирусных аналитиков, которые нам нужны, все сложнее и сложнее». Известно, что ИТ-индустрия – на сегодняшний день самая быстроразвивающаяся отрасль. Соответственно, актуальные знания, для работающих в этой сфере, просто необходимы. Однако, как уже неоднократно отмечалось, современная российская образовательная система не предоставляет необходимого уровня подготовки кадров.
Наряду с высоким уровнем академического образования и наличием технических навыков, сотрудники должны обладать определенным уровнем личностного развития. «Профессиональная пригодность в нашей профессии определяется и личностными характеристиками сотрудника. Причем именно в области вирусной аналитики этот вопрос стоит очень остро. Ведь если человек на “темной стороне”, то он однозначно не может заниматься вопросами нашей с вами безопасности», - заключил Шевченко. Усугубляет ситуацию и активное желание западных компаний заполучить квалифицированных и талантливых российских «технарей» и надвигающийся демографический провал.
Для комплексного решения всех вышеизложенных проблем, российским компаниям необходимо начинать самим искать и учить кадры. «Лаборатория Касперского» в течение последних трех лет проводит ряд проектов в образовательных учреждениях. Причем не только в профильных вузах (как поступают многие организации), но даже в спецшколах. В рамках проектов проводятся общие образовательные программы и специализированные курсы по компьютерной безопасности. Таким образом, «Лаборатория Касперского» заранее готовит для компании сотрудников, подходящих и по личностному и по образовательному уровню. Подобные меры, по мнению Станислава Шевченко, обещают благотворно сказаться на кадровой политике уже в ближайшие годы. И именно своевременная забота о человеческих ресурсах поможет компании преодолеть демографическую яму без ущерба для развития бизнеса.
Руководитель внутренних коммуникаций, системы мотивации и развития компании IBM Евгения Логунова, отметила, что ключевым ресурсом развития компании являются люди. «Основная задача компании IBM – это осознание пути развития людей», - подчеркнула она. После того, как компания осознает, что нужно людям, можно вплотную приступать к преобразованию этих идей в технологии и конкретные продукты.
Примером невероятно удачной инновации может служить внутренняя корпоративная сеть, которая была введена IBM в начале 1990-х гг. В те годы идея Интернета была не так распространена и актуальна, но компания уже стремилась предложить сотрудникам инструменты для интерактивной дискуссии. Логунова отметила, что сегодня внутрикорпоративная сеть (сохранившая свой первоначальный вид) активно «живет» и развивается. Многие сотрудники с удовольствием принимают участие в обсуждениях, предлагают инновационные идеи и делятся опытом с коллегами. «Именно эти инструменты и помогли инициировать креативное мышление сотрудников IBM и вывести нашу корпорацию в число мировых лидеров ИТ-рынка» – заключила Логунова. Сегодня IBM предлагает ряд корпоративных продуктов, в которых интегрированы функции, позволяющие взаимодействовать сотрудникам между собой.
Источник: ТПП РФ