8 февраля 2012 г.
«Более 70% крупных игроков рынка виртуальной торговли страдают от нехватки не только неквалифицированного персонала (курьеров, сотрудников call-центров), но и узкопрофильных специалистов (программистов, интернет-маркетологов)», – отмечает Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ». Сложившуюся кадровую ситуацию усугубляет стремительный рост этого направления бизнеса: эксперты отмечают, что в 2012 году в России продолжится «бум» интернет-торговли – прирост покупателей составит около 25%.При этом нехватка кадров, которая мешает развитию данного направления, наблюдается не только в нашей стране, но и практически во всем мире. «Большой проблемой является отсутствие опытных, профессиональных, ярких кадров, которым можно было бы поручить серьезный проект», – рассказывает Алексей Павлык, генеральный директор интернет-гипермаркета Dostavka.ru.
«Действительно, грамотные специалисты для виртуальных сетей – нелегкая добыча. Это объясняется в первую очередь принципиальным различием в количестве сотрудников, работающих на проекте: в интернет-торговле может работать в десятки, если не в сотни раз меньше, чем в обычной сети. Поэтому специалист должен быть эффективным и высококвалифицированным», – отмечает Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ».
Проведенное компанией Internet Retailer в конце 2011 года в США исследование показало, что большинство виртуальных ретейлеров испытывают недостаток в программистах – 36,1% планируют нанять специалиста именно в этой сфере. Также не хватает оптимизаторов сайтов и веб-дизайнеров.
«Торговые специальности (например, продавцы) в виртуальных сетях в принципе не нужны, основные труженики – call-центры и сотрудники службы доставки, – продолжает Вера Анисцына. – Особым спросом пользуются и специалисты в области маркетинга, т.к. в основном благодаря их усилиям и грамотной политике продвижения бренд становится известен и популярен в сети. Причем не каждый маркетолог из обычной ретелерской сети подойдет на данную позицию. Интернет-маркетолог должен знать различные интернет-технологии, веб-дизайн, иметь навыки работы с сетевым сообществом. Кроме того, желателен опыт реализации успешных проектов (Россия/зарубежные страны), постоянное изучение и мониторинг иностранного опыта и новинок (например, идей). На рынке это дефицитная позиция».
Не менее трудно будет отыскать, например, и интернет-мерчандайзера. Зачастую на сайте выложено даже больше товарных позиций, чем в крупном супермаркете. В этой связи крайне важно правильно расположить все товары, выделить самые главные из них, постоянно отслеживать покупательские предпочтения.
«Этих специалистов в России не готовят. Как правило, необходимые навыки такие люди получают самостоятельно. По мере роста количества интернет-пользователей дефицит сотрудников будет снижаться. Возможно, вскоре начнется и их профессиональное обучение, во всяком случае, кратковременные курсы в этой области уже существуют», – отмечает эксперт «ЮНИТИ».
Есть вероятность, что решить проблему удастся за счет всё тех же ноу-хау. В конце 2011 года российское Агентство передовых информационных технологий объявило о создании интернет-робота для работы в онлайн-торговле. Планируется, что такие устройства, управляя «товарными потоками», помогут заменить администраторов сайтов.
Источник: Пресс-служба «ЮНИТИ»