12 апреля 2012 г.
По данным опроса, проведённого Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, больше половины россиян, имеющих аккаунты в соцсетях (58%), ответили бы однозначным отказом на просьбу рекрутёра предоставить пароль от своей странички.В США участилось количество случаев, когда работодатели требуют от соискателей предоставить им пароли от их страничек в социальных сетях или просят продемонстрировать профиль прямо на собеседовании. Скандал разгорелся нешуточный: сеть Facebook уже грозит чрезмерно любопытным компаниям судебными исками. А как отнеслись бы россияне к просьбе раскрыть все «явки и пароли» на собеседовании? Да и нужна ли такая информация отечественным работодателям?
По мнению 58% опрошенных, столь бесцеремонное вмешательство в личную жизнь невозможно оправдать ни корпоративными стандартами, ни высокой зарплатой, ни необходимостью подобрать такого специалиста, который идеально вписался бы в коллектив. «Мои профили – это моя личная жизнь, и она охраняется конституцией»; «Если их интересует моя страница, пусть сами заходят как гости и смотрят то, что предназначено для всех»; «Мы живём в России, а у нас привыкли не доверять друг другу», - отмечают они.
При этом прекрасный пол больше склонен охранять неприкосновенность своей частной жизни: среди тех, кто не готов поделиться с потенциальным работодателем паролями от аккаунтов в социальных сетях, больше дам (61% женщин против 56% среди мужчин). Кроме того, чаще других не готовы раскрыть столь личную информацию работодателям респонденты в возрасте 35-44-лет (64% против 49% среди опрошенных моложе 24 лет).
И всё же почти каждый третий пользователь соцсетей (31%) в случае необходимости готов сообщить рекрутёру секретный набор букв и цифр, дающий право на чтение личной переписки и просмотр закрытых для всех фотографий. Судя по комментариям, с таким вторжением в личное пространство россияне могли бы смириться ради высокой зарплаты и взаимопонимания с будущими коллегами: «Трудовой коллектив – это единый организм, и крайне важно, кто и с какими намерениями в него приходит»; «Если уровень зарплаты соответствующий, тогда можно и показать»; «Никаких проблем. При желании можно легко поменять пароли»; «Скрывать мне нечего, но и работать у столь «любознательного» работодателя не очень хочется».
При этом некоторые респонденты отмечают, что подобная ситуация даже может пойти им на пользу, поскольку в их профилях содержится только то, что положительно характеризует владельцев. «Если бы работодатель посмотрел мои страницы в соцсетях, он был бы рад, что у него работает такой человек!»; «Я горжусь своими друзьями. На моих страницах в социальных сетях семейные фото, хорошая музыка и сплошной позитив»; «В моём резюме есть ссылка на мои страницы в Facebook и на «Одноклассниках», - делятся респонденты.
Среди тех, кто готов раскрыть все «явки-пароли» рекрутёрам, больше молодёжи до 24 лет (37%), а также мужчин (33% против 29% среди женщин).
Затруднились предугадать свою реакцию на столь неожиданную просьбу работодателя 11% россиян. «Желание работодателей понятно: никому не хочется взять на работу потенциально неадекватного человека. Я готова показать свою страницу за исключением личных сообщений», - комментируют они.
Впрочем, скорее всего, российским соискателям и не придётся в ближайшее время отвечать на такого рода вопросы рекрутёров. Хотя hr-менеджеры, по данным наших исследований, и интересуются профилями соискателей в соцсетях, пока они вполне удовлетворены ролью наблюдателей. Лишь 1% работодателей когда-либо требовал от кандидатов пароли от их страничек. Подавляющее большинство рекрутёров (99%) не делали этого ни разу и, судя по их комментариям, не собираются: «Это противоречит нормам Конституции Российской Федерации»; «Это равносильно требованию предоставить ключи от квартиры и пин-код банковской карты!»; «Пароли не требовали точно! Но периодически просматриваем профили кандидатов в соцсетях – это помогает при отборе».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 212
Время проведения: 29-30 марта 2012 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, имеющее аккаунты в социальных сетях
Размер выборки: 1600 респондентов
Источник: Пресс-служба Superjob.ru