24 июля 2012 г.
24 июля Ассоциация Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ) провела в РИА-Новости пресс-конференцию на тему: «Экономика будущего – ИНФОНОМИКА».В начале пресс-конференции исполнительный директор АП КИТ Н.Комлев отметил, что последние исследования потребительских рынков, проведенные компанией McKinsey, свидетельствуют, что ИКТ входят в четверку ведущих секторов хозяйства по интенсивности воздействия на современное общество, наряду со здравоохранением, сельским хозяйством и инфраструктурой.
Для Российской Федерации опережающее развитие отрасли ИКТ является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики. По мнению ассоциации АП КИТ, именно ИТ-индустрия, при условии поддержки со стороны государства, способна вытянуть экономику страны снова в число технологических лидеров.
Комлев заявил, что, по мнению АП КИТ, экономика будущего заслуживает названия «ИНФОНОМИКА», поскольку уже сегодня почти треть ее стоимости составляют нематериальные активы, интеллектуальная собственность, информационные продукты и услуги.
ИТ-отрасль в лице АП КИТ предлагает правительству РФ сделать «ЭКОНОМИКУ ЗНАНИЙ» общенациональной стратегией, как новым приоритетом развития. «Экономика знаний» - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, т.е. экономика, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Кроме того, АП КИТ предлагает разработать и принять на государственном уровне Национальный Проект «ИНФОНОМИКА». Также АП КИТ предлагает создать Общенациональный совет по экономике, основанной на знаниях, где с участием руководителей правительства, науки и бизнеса будет обсуждена соответствующая программа. Мы считаем, что инновации, порождение идей, превращение их в технологии, да еще и коммерчески успешные — это стратегия.
Участники пресс-конференции подчеркнули, что обязанность государства - создать благоприятную правовую, налоговую и организационно-экономическую среду для развития экономики знаний. В настоящее время АП КИТ работает над разработкой реалистичной комплексной Стратегией развития ИКТ, в которой будут сформулированы предложения государству в этой области, в соответствии с которыми могли бы формироваться детальные планы мероприятий и методики оценки достигнутых результатов.
Данный документ является консолидированной позицией ИТ-сообщества по ряду вопросов регулирования рынка и содержит свод конкретных предложений, направленных решение трех задач:
- ускоренное развитие ИТ-индустрии;
- повышение эффективности госуправления и оказания государственных услуг населению с использованием ИТ;
- развитие инновационной экономики.
Цель данного документа – предложить Правительству РФ набор шагов, способных обеспечить быстрый экономический и социальный эффект.
Генеральный директор компании КРОК Б.Бобровников в своем выступлении отметил, что применение ИКТ позволяет значительно повысить производительность труда практически во всех сферах экономики, обеспечить новый уровень качества государственного управления и социальных услуг. Это означает развитие ИТ-инфраструктуры по всей стране, обеспечение интернета в регионах, создание новых рабочих мест в ИТ-отрасли и не только, рост эффективности государственных онлайн-услуг, хотя бы потому, что появится возможность ими пользоваться.
В то же время доля ИКТ в ВВП России падает - 3,9% в 2011 против 4,2% в 2010. Самые больные места: преодоление административных барьеров, неэффективность правовой защиты бизнеса в спорах с государством, а также низкие показатели реализации государственных программ по использованию ИКТ, в особенности для повышения эффективности государственных услуг, особенно в социально значимых сферах (образование, здравоохранение, культура).Применение ИКТ позволит значительно повысить производительность труда практически во всех сферах экономики, обеспечить новый уровень качества государственного управления и социальных услуг.
Вложение в эффективные он-лайн государственные услуги, развитие интернета в регионах и общее развитие ИТ-инфраструктуры страны помогут он-лайн бизнесам увеличить ВВП и создать новые рабочие места, в том числе в регионах.
Российская “интернет-экономика” составляет уже значительную долю ВВП России- 1.9%. Однако это существенно меньше, чем в таких странах как Великобритания (8,3%), Китай (5,5%) и США (4,7%) (данные Boston Consulting Group, Economist Intelligence Unit и OECD - см приложение). Используя опыт этих стран, в России уже сегодня есть потенциал увеличения ВВП на 3-6% только за счет развития ИТ.
Прогнозы показывают, что к 2016 году доля “интернет-экономики” в ВВП России вырастет на 0,9% до 2,8%. За то же время, доля онлайн в Великобритании вырастет до 12,4% ВВП - почти на 10% выше, чем в России. Другими словами, и основываясь на опыте Великобритании, если в стране не произойдет коренного пересмотра программ связанных с “интернет экономикой”, то Россия потеряет (недополучит) 10% ВВП.
Еще одна ключевая проблема это острейшая нехватка квалифицированного ИТ-персонала (в общем, нехватка интеллектуальных кадров), который является основой создания ИНФООБЩЕСТВА.
Один из способов борьбы с утечкой мозгов - привлечение инвестиций в разработчиков в Россию. Есть хороший опыт - льготные налоговые условия — разработчики ПО, в отличие от многих других участников ИКТ-рынка, платят страховые взносы по пониженным ставкам. Результат налицо: средний прирост выручки в 2011 г. у десятки лидеров в области производства программного обеспечения составил 74%.
Президент консалтинговой группы "Борлас" Алексей Ананьин заявил, что самый очевидный эффект от применения современных ИТ может быть получен в промышленности.
И президент, и премьер-министр неоднократно говорили о необходимости серьезной модернизации отечественной промышленности, о ее новом облике, о новой индустриализации, которая просто необходима для выхода страны на новый современный уровень развития, который позволит уменьшить зависимость от сырьевых отраслей.
Для решения задачи новой индустриализации, кардинального повышения качества продукции, производительности труда и конкурентоспособности требуется, чтобы этот опыт и технологии внедрялись более массово и на других машиностроительных предприятиях.
АП КИТ предлагает разработать и реализовать комплекс мер и мероприятий, требующих серьезного участия, как Государства, так и предприятий ИТ-отрасли, например, по:
- обеспечению включения в федеральные целевые программы, связанные с разработкой новых изделий (продуктов) обязательных разделов по информационной поддержке жизненного цикла изделия и компьютеризацией процесса разработки, производства и сопровождения эксплуатации.
- пересмотру существующих стандартов в области разработки и производства (в первую очередь ЕСКД, ЕСТП) с целью адаптации к современным компьютеризированным методам проектирования и производства и максимальному их приближению к существующим международным стандартам.
- разработке специальных налоговых режимов для проектов, связанных с инвестициями в современные информационные технологии «цифрового производства» и управления жизненным циклом на стадии НИОКР.
- обязательному включению предметов связанных с автоматизацией процессов проектирования и производства в федеральных университетах и учебно-исследовательских университетах.
Конечно, этот перечень не является исчерпывающим. И наше сегодняшнее заявление говорит о том, что Ассоциация АПКИТ и российские ИТ-предприятия, в нее входящие, готовы участвовать в процессе подготовки и реализации этих мероприятий. Генеральный директор IBM в России и СНГ Кирилл Корнильев сказал, что задача российских ИТ - создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. По его словам, современное развитие ИТ и импорт информационных технологий позволяет локальным партнерам вендоров зарабатывать не меньше, чем производителям технологий, используя уже созданные наработки. Новые продукты, созданные локальными партнерами на базе технологий международных компаний, конкурентоспособные на мировом рынке.
Пример:. Ускорение развития российской микроэлектроники: сотрудничество IBM, ITFY, «Сколково», «Ростелеком» и «Роснано». Для того, чтобы реализовать модернизационный сценарий развития российской экономики, необходимо системно повышать качество подготовки инженеров и ИТ-специалистов: обеспечить повсеместное знание английского языка, повышать качество ИТ-образования и изменить технологические модели образования (i.e: компьютеры в компьютерных классах используются только 15% времени – облачная модель повысит КПД).
К.Корнильев уделил особое внимание созданию новых рабочих мест в России с помощью ИТ-отрасли: ИТ сектор доказал, что может создавать интеллектуальные рабочие места, которые стабильны, хорошо оплачиваются, с высокими требованиями и возможностями. Современные ИТ-специалисты могут мигрировать в другие страны в любой момент – необходимо обеспечить выгодные условия для их развития и создавать новые рабочие места: на данном этапе в ИТ отрасли трудятся более 1млн. человек. Отрасль ИТ готова довести до 2-х млн. непосредственно, а с учетом мультипликатора – до 6 млн. рабочих мест, т.е. обеспечить 1/5 от обозначенных Президентом В.В.Путиным 25 млн. новых рабочих мест в течение ближайших 5 лет. Также необходимо государственное содействие разработкам в сфере интеллектуальной собственности и росту ИТ- индустрии: дерегулирование и упрощение программы сертификации и переход на международные стандарты.
Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров привел данные о том, что за последние 20 лет российская индустрия разработки программного обеспечения превратилась в один из наиболее конкурентоспособных экспортно-ориентированных секторов российской экономики, увеличив объем экспорта программного обеспечения и услуг по его разработке с «0» до 4,1 млрд долларов (2011, данные ежегодного исследования РУССОФТ). Феномен международного признания ИТ-индустрии России на глобальном рынке чрезвычайно важен для всей экономики России. Что мешает дальнейшему продвижению индустрии ПО на глобальном рынке:
- отсутствие приоритета продвижения национального бизнеса на глобальном рынке продукции высоких технологий в политике государства и отсутствие системы мер поддержки высокотехнологичного экспорта,
- наличие барьеров при ввозе единичных экземпляров высокотехнологичного оборудования для целей разработки для него программного обеспечения и тестирования (что стало особенно актуальным на этапе развития мобильных технологий и «умных устройств»),
- снижение уровня подготовки кадров в системе высшего и среднего специального образования, отсутствие системы мер государственной поддержки отраслевой переподготовки кадров для частной промышленности.
Участники пресс-конференции особо подчеркнули, что секрет любого «экономического чуда» заключается в правильном выборе и реализации приоритетов развития страны, реализация которых дает возможность «оседлать» очередную волну экономического роста.
Экономический рост и модернизация отраслей экономики России в короткие сроки возможны только в случае увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей, для обеспечения которых необходимо проведение государственной политики, направленной на:
· повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики,
· поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг,
· содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках,
· развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.
Решить эти задачи только за счет использования рыночных механизмов невозможно, необходимы механизмы государственного регулирования и привлечение государственных инвестиций в развитие ИКТ-инфраструктуры.
Источник: АП КИТ