9 августа 2012 г.

Дмитрий Алексеев, ДНС
Интернет-розница постепенно «отъедает» долю рынка у традиционных магазинов. И если некоторое время назад это утверждение подвергали сомнению, то сейчас «приход» онлайн магазинов в нашу жизнь можно считать свершившимся фактом.

По данным, приведенным на портале «Интернет в мире и России» со ссылкой на доклады конференции «РИФ+КИБ» 2012, в Рунете насчитывается около 30 тыс. интернет-магазинов. На их долю приходится 1,5% всех розничных продаж в России (это примерно в четыре раза меньше, чем в США и в 3,5 раз меньше, чем в Европе). В 2012 г. объем рынка интернет-продаж в России вырастет более чем на 45% (по сравнению с 2011 г.) и составит около 520 млрд. руб. (по итогам прошлого года — около 350 млрд. руб., что почти в два раза больше, чем в 2010 г.). А в перспективе четырех лет рынок электронной коммерции вырастет минимум в 2,3 раза. К концу 2011 г. аудитория онлайн магазинов составляла около 14 млн. пользователей.

В настоящий момент основным двигателем роста этого рынка считается распространение интернета в регионах и, как следствие, привлечение новых потенциальных покупателей: около 40% электронной торговли приходится на региональные продажи.

Более 80% рынка онлайн-продаж в Рунете приходится на 550 крупных интернет- магазинов. При этом российские покупатели готовы размещать свои заказы и у зарубежных продавцов. Тот же источник, ссылаясь на данные службы EMS Почта России, сообщает, что в РФ ежемесячно поступает около 100 тыс. отправлений из-за границы, основной частью которых являются товары, заказанные онлайн.

Предполагается, что эта тенденция только усилится с момента вступление России в ВТО, которое приведет к снижению таможенных пошлин и выравниванию цен. В результате наши сограждане начнут больше покупать товаров за границей, и в течение двух-трех лет такие известные онлайн-гипермаркеты, как ebay, amazon, taobao, alibaba смогут завоевать до 30% рынка электронных продаж в нашей стране.

Кроме того, отмечается, что по данным опроса ВЦИОМ (сентябрь 2011 г.), cамая востребованная в онлайн магазинах группа товаров - одежда и обувь (покупали 9% респондентов). Второе место по популярности делят  электроника, книги (журналы, видео- и аудиодиски, компьютерные игры), авиа- и ж/д-билеты, путевки (по 7%), а на третьем — мелкая бытовая техника (6%). При этом в денежном выражении (это уже данные, приводимые со ссылкой на отчет Euromonitor International), в 2011 г. наши сограждане больше всего потратили на электронику и компьютерную технику (23%), одежду и обувь (15%), книги (9%), бытовую технику (7%).

Такое положение дел не может не беспокоить те розничные ИТ-компании, которые хотят не просто остаться на этом рынке, но и быть успешными, завоевывая все новых клиентов. Вопрос о том, что же все-таки победит (хотя говорить о победе при доле в 1,5%, немного преждевременно) - онлайн или традиционная розница – мы уже неоднократно обсуждали в нашем издании. Сейчас своими рассуждениями о том, стоит ли опасаться «традиционному» розничному магазину конкуренции со стороны интернет-коллег, с нашими читателями делится  Дмитрий Алексеев, генеральный директор Компьютерного центра ДНС (Владивосток).  

CRN/RE: Что Вы думаете о противостоянии двух форматов розничных магазинов: онлайн и оффлайн?

Дмитрий Алексеев: Наша компания не занимается онлайн торговлей. У нас есть интернет-витрина и не более того. Ведь полноценная интернет-розница - это совсем другой бизнес. Он устроен не так, как тот, на котором мы специализируемся. Наша же «витрина» – это всего лишь продолжение нормального розничного бизнеса. И я бы не стал говорить, что для нас это отдельное направление бизнеса.

CRN/RE: А есть ли на нашем рынке примеры хороших интернет-магазинов, достойные подражанию?

Д. А.: Конечно, есть: «Ситилинк», «Юлмарт». Это очень хорошие примеры построения российского интернет-бизнеса.

CRN/RE: А почему вы не перенимаете их опыт?

Д. А.: Ну просто это действительно совершенно разные модели: у нас - традиционные розничные магазины, у них – интернет-продажи. И «трепетную лань» совместить с тяжеловозом не получается. Это разные бизнесы. Мы делаем то, что у нас хорошо получается. А интернет-торговля – это не наше. ИТ-рынок большой и разнообразный. Нельзя быть везде и сразу, нельзя хорошо делать все и во всех сегментах. Надо знать свое место.

CRN/RE: Но разве вам не интересны те новые клиенты, которых можно было бы привлечь, начав заниматься интернет-торговлей?

Д. А.: Новые клиенты интересны всегда. Но их можно найти не только в интернете. Мы же еще не занимаемся оптом (перепродажей дилерам), мы не работаем с корпоративными заказчиками. Почему? Потому что это принципиально другие клиенты.

Точно так же и в рознице. В оффлайн и в онлайн магазинах клиенты разные. Но и это еще не все. Это совсем другой бизнес. И для того, чтобы быть в нем успешным, необходимо выстроить другие бизнес-процессы и совершенно по-иному работать с ними. Так вот мы пока не планируем этим заниматься.

CRN/RE: А если попробовать спрогнозировать будущее, сможет ли онлайн торговля полностью заменить традиционные магазины?

Д. А.: Мне кажется, что оба этих формата будут сосуществовать. И основная причина все в том же: это не две формы одной и той же «розницы». Это разные бизнесы, разные рынки. И здесь нельзя говорить о том, что кто-то победит, а кто-то проиграет, кто-то умрет, а кто-то останется. Есть кофейни, а есть рестораны. На этом рынке кто кого победит? Так же и у нас, я думаю, что будет существовать и то, и то. Будет традиционная розница, будут классические дискаунтеры (в России этот бизнес не сильно развит, но, может быть, скоро появятся и такие компании), будет интернет-торговля, корпоративный бизнес. Будут существовать все виды «доставки товара от производителя до клиента».

Конечно, есть определенная доля рынка, на которую могут претендовать продавцы разного типа. И на каких-то клиентах эти рынки будут пересекаться. Но ничего страшного не произойдет. Сейчас доля интернет-продаж в России, в силу естественных ограничений, не очень большая. И я, честно говоря, не вижу предпосылок, чтобы эта доля сильно выросла.

CRN/RE: Почему?

Д. А.: Есть опыт западных стран, в которых интернет-торговля представлена лучше, чем у нас. Почему лучше? Потому что в нашей стране есть две фундаментальные проблемы, которые мешают развитию этого бизнеса. Первая – пока еще низкое развитие платежных карт, т.е. безналичного расчета. Вторая - полное отсутствие логистической инфраструктуры. Там (например, в США) эти проблемы не надо решать, там это уже все решено. И несмотря на это, в Америке, интернет-торговля до сих пор так и не смогла победить традиционную розницу.

Слышал, что в Европе на долю онлайн приходится 15-20% всех розничных продаж. И даже, если предположить, что в США этот показатель немного выше, это все равно только какая-то часть.
Конечно, сейчас и на нашем рынке это очень модная тема. Все вокруг пытаются активно ею заниматься.

Но мы не видим в этом необходимости. На самом деле, тема-то эта неспроста хорошо развивается только на определенных территориях. «Ситилинку» и «Юлмарту» хорошо живется в Москве и Санкт-Петербурге. Потому что здесь и клиент более продвинутый, и у большого количества людей есть доступ в интернет. Да и с пластиковыми картами здесь знакомы гораздо лучше, чем где-то в глубинке. А кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге есть очень большая проблема с логистикой: здесь не так уж  просто сесть на машину и поехать в магазин. Потому что пробки, потому что в дороге потратишь времени больше, чем в самом магазине. Поэтому в Москве прижился такой проект как «Утконос», который в других городах не смог бы существовать.  Просто потому, что где-то в регионах поездка за продуктами в супермаркет не занимает так много времени, как в столице. Хотя и там тоже пытаются сделать что-то подобное, но мне кажется, что это дань моде, не более того.

CRN/RE: А какой из этих форматов более прибыльный?

Д. А.: Вряд ли я смогу это оценить, так как мы не занимаемся интернет-розницей. Вполне возможно, что там маржа не просто выше, а гораздо выше, чем у нас.

CRN/RE: Если доля интернет-розницы будет расти, то за счет чего будут жить традиционные магазины? Не боитесь ситуации, когда покупатели будут приходить к вам, чтобы посмотреть-пощупать, а покупать будут в интернете?

Д. А.: Не боимся. Главное, чтобы «пощупать» он зашел именно к нам. Человек пришел и пощупал, определился, что именно он хочет купить, что ему нравится. А дальше у него есть выбор: сэкономить 500 руб. и уйти домой «ждать доставку из интернета» (то ли привезут, не то ли, когда привезут, есть ли он на складе) или просто взять то, что уже держит в руках.

Вы в Москве часто в «Ашан» ездите за продуктами? Обычно – раз в неделю. Соответственно во все остальные дни продукты Вы покупаете в магазине рядом с домом. Но ведь в «Ашане» дешевле.

Понятно, что если разница между ценниками у нас и в Интернет магазине будет 10 тыс. руб., то все уйдут к ним. Поэтому наша задача – сделать эту разницу не такой существенной.

Несомненно, традиционная розница более затратна, чем  онлайн-продажи: нам надо платить за аренду, за персонал. Это существенные статьи расходов, тем более сейчас, когда зарплаты снова растут, стоимость аренды помещений тоже растет. Но это же не говорит о том, что традиционная розница умрет.

Ниша для нее есть сейчас и будет всегда. А чтобы выжить на этом рынке, нужно немного - просто следить, чтобы не было большой разницы в ценах между вашим магазином и интернет-продавцами.

Поэтому я не боюсь, что люди в массовом порядке начнут приходить к нам в магазине «щупать», а потом уходить за покупками в интернет. Наверное, такие будут. Но главное, чтобы посмотреть они шли именно к нам. Может быть, потом они все-таки купят именно у нас. А может и сразу. Главное, чтобы они проложили к нам тропинку. А там глядишь, и решат, что ходить заказывать в интернет никакого смысла и не имеет. И повторю еще раз: ниша для традиционной розницы всегда будет существовать.

Источник: Светлана Белова, CRN/RE