9 августа 2012 г.
Согласно отчету, объём российского рынка ИТ-услуг в 2011 году вырос на 27,2% и составил 5,94 млрд. долларов. Несмотря на относительно медленный рост, системная интеграция осталась крупнейшим сектором рынка ИТ-услуг в России в прошлом году с долей 28,5%, лишь немного опередив сектор разработки заказного ПО. Доля аутсорсинга выросла незначительно, составив 14,2%. Непривычно высокими темпами в 2011 году рос сегмент установки и поддержки оборудования, что было связано с масштабными проектами по внедрению оборудования в крупных ЦОД в банковском секторе.За счет этого доля услуг установки и поддержки возросла до 19,4 %. В прошлом году главными потребителями ИТ-услуг по-прежнему были финансовые организации, за ними следовали государственные и телекоммуникационные компании.
Расходы на ИТ росли во всех отраслях, при этом наиболее динамично спрос на ИТ-услуги рос в секторах страхования, профессиональных услуг и здравоохранения. В 2012 году IDC прогнозирует дальнейший рост рынка ИТ-услуг, который будет стимулироваться инициативами по развитию электронного правительства, вступлением в ВТО, дальнейшей приватизацией и выходом российских организаций на IPO. «Российский рынок ИТ-услуг значительно вырос благодаря успешным проектам в финансовых, государственных и телекоммуникационных компаниях. Укрупнение бизнеса, рост производительности и расширение спектра услуг ведущими отечественными системными интеграторами также способствовали росту рынка, – отмечает аналитик IDC Александр Прохоров. – Рынок будет продолжать расти, при этом IDC ожидает замедление темпов роста в 2012 году из-за снижения динамики роста ВВП и умеренного спроса на российское сырье за рубежом».
Результаты отчета IDC комментирует Евгений Пескин, заместитель генерального директора IBS: «Природа роста рынка в 2011 году была нетипичной – он был связан не с наращиванием доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, а с восстановительным спросом на ИТ-инфраструктуру и, соответственно, с ростом в сегменте инсталляции и сопровождения оборудования. То, что мы видим небывалый рост именно в этом сегменте, где традиционно доля услуг весьма невелика, говорит о том, что рост на рынке связан именно с тем, что возобновились закупки оборудования, замороженные во время кризиса, и реализовывался возникший из-за этого «отложенный спрос».
В бизнесе IBS доля проектов, связанных с поставкой и инсталляцией оборудования, относительно невелика – обычно это проекты по созданию сложных масштабных инфраструктурных решений федерального масштаба. Но и по их вкладу в наш бизнес мы можем судить о том, что источник роста на рынке ИТ-услуг – это посткризисное восстановление.
Является ли эта перемена в приоритетах заказчика временным явлением или это станет долгосрочной тенденцией – сказать сложно, это мы сможем наверняка сказать через год-два. Нам все-таки кажется, что вслед за обновлением «железа» у потребителей ИТ-услуг возникнет потребность и в обновлении программной части, а значит подтянутся и расходы на бизнес-приложения и ПО.
В тех сегментах рынка, на которых исторически специализируется IBS, - внедрение бизнес-приложений и разработка ПО на заказ – цифры роста примерно совпадают со средними темпами роста по рынку и составляют 25-30%.
В части бизнес-приложений растет интерес к мобильным решениям для доступа к корпоративной информации, а также к облачным моделям развертывания корпоративных систем. Кроме того, в области бизнес-приложений идет смещение спроса от классических ERP-систем в сторону специализированных решений для управления отдельными ключевыми бизнес-процессами предприятий. Очень серьезный рост спроса мы видим на решения для управления основными фондами (Enterprise Asset Management – EAM), решения производственного уровня (Manufacturing Execution Systems – MES), решения для управления жизненным циклом и конструкторской документацией (PLM/PDM), управления цепочками поставок и отношениями с клиентами. Это связано с серьезными инвестициями, которые сейчас направлены на модернизацию производства в российской промышленности. Это требует внедрения соответствующих информационных систем для поддержки бизнес-процессов.
В части построения инфраструктурных решений наибольшее влияние на рынок оказывает распространение технологий виртуализации, облачных подходов, а также спрос на современные программно-аппаратные решения, предназначенные для хранения и обработки сверхбольших объемов данных, такие как Oracle Exa-стек, IBM Netezza и продукты Teradata.
Наши данные по динамике спроса на ИТ-услуги в различных секторах экономики довольно близко к тем данным, которые публикует IDC. В 2011 году наиболее крупные отрасли, в которых работает IBS Group это финансовый сектор (доля около 30%), далее следуют машиностроение (порядка 15%) и государственный сектор (12%).
Если говорить о прогнозах, то во многом результаты 2012 года зависят от ситуации в экономике в целом. ИТ-услуги – сервисная отрасль, и динамика в ней напрямую связана с инвестициями в развитие, которые будут делать бизнес и государственный некоммерческий сектор. По темпам роста сегмента ИТ-услуг можно очень точно судить о том, насколько велики и насколько эффективны были инвестиции, направленные в экономику. Если произойдет ожидаемое оживление инвестиционного спроса на ИТ, это может привести к существенному росту на рынке ИТ-услуг – более чем на 25%. Если этого не произойдет, то рост, вероятнее всего, будет на уровне 10-15%».
Источник: Пресс-служба IBS