23 июля 2013 г.
Великий Элвин Тоффлер когда-то сказал: «Неграмотными в двадцать первом веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не способен учиться, переучиваться и совершенствовать свои навыки». Не претендуя на то, чтобы тягаться с мэтром — всё же рискну дополнить его: «Но всегда остаётся возможность нанять кого-то, кто сделает это за тебя».Глобализация мировой экономики вызвало к жизни такое явление как аутсорс — и с каждым годом оно охватывает всё больше сфер человеческого труда. Даже войну теперь отдают частным компаниям (см. Blackwater). Но здесь я хотел бы порассуждать на тему распространения ИТ-аутсорсинговых услуг в регионах.
«Лихие 90е» нанесли отечественному бизнесу серьёзный моральный урон — и многие предприятия с тех пор боятся допускать «чужаков» к работе со внутренними данными. Однако ход прогресса неумолим, и даже в России ИТ-аутсорсинг развивается очень активно. Отрасль в России совсем молодая, это только в развитых странах ИТ-аутсорсинг является чем-то самим собой разумеющимся, поэтому по всей стране доминируют небольшие компании. Конкуренция предельно острая, и пройдёт ещё некоторое время прежде чем на рынке образуются по-настоящему крупные игроки.
Но в регионах и в столице есть одна общая проблема: карманные структуры до сих пор обслуживают материнские холдинги и компании, тем самым сокращая рынок аутсорсинга в самом привлекательном и многообещающем сегменте — сегменте крупных заказчиков. Малый и средний бизнес получили «прививку» от содержания в штате своего программиста/сисадмина во время кризиса 2008 года — это стало просто дорого (хотя вместе с ними канул в Лету целый пласт шуток про сисадмина, R.I.P.). Но большие компании богаты и, к сожалению, ригидны – а потому не спешат отдавать компьютерную часть на сторону. Чисто по-человечески мне понятно стремление многих руководителей замкнуть максимальное количество функций на себя и контролировать всю деятельность своей компании. Но, думаю, все со мной согласятся, что у штатного программиста меньше опыта (в лучшем случае он успел его получить на предыдущем месте работы) и навыков. Насчёт последнего хочу заметить, что их ему отрабатывать негде — ведь он сконцентрирован на задачах своей компании, и «что-то» происходит очень редко; зато когда происходит, он зачастую оказывается к этому не готов.
Наиболее активно (кроме двух столиц — Москвы и Петербурга) ИТ-аутсорсинг развивается в Воронежской области, Татарстане, Свердловской и Новосибирской областях. Томск находится в парадоксальном положении — с одной стороны, это развитый образовательный хаб, откуда подготовленные специалисты разъезжаются по всей стране, с другой стороны компаний, которые бы занимались ИТ-аутсорсингом, в Томске очень мало. Причин тут несколько:
1) Малый и средний бизнес, обеспечивающий работой 150 тысяч человек в области, не всегда нуждается в сопровождении компьютерной инфраструктуры.
2) От пирога крупных заказов «откусить» пока возможностей почти нет — аутсорсеров не всегда привлекают даже в качестве консультантов.
Говоря о ситуации по стране, хотелось бы отметить, что одним из тормозов роста являлась (и где-то, в отдалённых и небогатых регионах, до сих пор является) недобросовестность некоторых участников рынка — предлагавших слишком мало и слишком плохо. Определённая доля вины лежит и на заказчике: от компании-аутсорсера ИТ-услуг обычно ожидается снижение стоимости обслуживания инфраструктуры, тогда как компании-заказчики нередко не обладают ни документацией по собственным сетям и оборудованию, ни четким представлением о стратегии развития в ИТ-сфере. Впрочем, ситуация понемногу исправляется — в какой-то степени благодаря вступлению в ВТО.
В Россию проникают зарубежные компании, у которых представление о технической грамотности находится на гораздо более высоком уровне (ведь там аутсорс развивается в сторону подорожания и увеличения эффективности), с ними придётся конкурировать — что в значительной степени подстегнёт спрос на услуги аутсорсинговых компаний.
Гораздо интереснее для меня — насколько активно и агрессивно зарубежные аутсорсеры будут продвигаться в Россию. Как мне кажется, издержки ведения бизнеса для них здесь окажутся слишком высоки, так что активно вытеснять местные компании они не смогут. Впрочем, конфликт не неизбежен: вполне возможен симбиоз — крупные зарубежные компании будут обращаться к русским аутсорсерам с задачами, слишком сложными для филиппинцев-китайцев-индийцев, но слишком дорогими у себя дома.
Возможно, описанная мной общая картина кому-то покажется мрачной. Но на самом деле российский рынок ИТ-аутсорса в регионах развивается «не благодаря, но вопреки» - просто его потенциал значительно шире и сможет раскрыться после новых значительных изменений в экономической сфере (которые, верится, всё же не за горами). Хотелось бы подкрепить свои выводы следующими цифрами.
Согласно отчёту Pierre Audoin Consultants, Центральная и Восточная Европа израсходовала на ИТ около $158 млрд в 2012 году, 48,2% ($76 млрд) из которых пришлось на корпоративный сектор, а $81,7 млрд на массовый рынок. Доля России в ИТ-расходах региона составила примерно 45%. Так что давайте лучше готовиться к светлому будущему.
Источник: Юрий Горчаков, директор «itTomsk аутсорсинг»