21 октября 2013 г.

Увеличить
Источник: superjob.ru
Увеличить
Источник: superjob.ru
Увеличить
Источник: superjob.ru
Рейтинги школ бизнеса интересны не только тем, кто поступает на программы МВА или Еxecutive МВА. Работодатели также хотят знать, что стоит за тем или иным «красивым» дипломом, который им предъявляет соискатель. Объективной информации мало, и самый верный путь – спросить самих выпускников. Рекрутинговый портал Superjob.ru и Российская Лига MBA провели новое исследование, чтобы составить картину современного российского бизнес-образования.

В анкетировании в этом году приняли участие выпускники 53 российских бизнес-школ, представляющих Москву (34), Санкт-Петербург (5), Поволжье (7), Урал (2) и Сибирь (5).

Кто и зачем поступает на МВА?

Большинство (69%) выпускников программ MBA — мужчины. За последние пять лет их доля снизилась на 8-10% за счет активного роста интереса к получению бизнес-образования со стороны женщин. Больше половины выпускников бизнес-школ получают МВА в возрасте до 35 лет.

Основной поток поступающих на программы MBA составляют менеджеры высшего и среднего звена (38% и 37% соответственно). Еще 18% слушателей бизнес-школ — линейные менеджеры. По сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение доли владельцев бизнеса среди слушателей программ MBA: если раньше они составляли 4% от всех поступивших в бизнес-школы, то сейчас их доля увеличилась до 7%.

Чаще всего причиной получения степени МВА служит стремление к карьерному росту (48%) или необходимость MBA для успешной работы на текущей позиции (46%). Причем женщины называют первую причину значительно чаще, чем мужчины (52% против 45%).

Очевидная польза

Рассмотрим карьерные траектории различных категорий слушателей MBA. На диаграммах представлены изменения в должностных позициях выпускников программ MBA через 2-4 года после окончания бизнес-школы. Каждая диаграмма отражает определенную группу слушателей на момент поступления в бизнес-школу, внутри диаграмм приведены должностные позиции респондентов каждой группы на момент опроса.

46% линейных менеджеров, получивших диплом MBA, стали руководителями отделов, еще 29,3% — топ-менеджерами, 2,9% — владельцами бизнеса. Тем не менее каждый пятый линейный менеджер не смог в рассматриваемый период реализовать полученные знания для продвижения по карьерной лестнице.
Среди мидл-менеджеров ситуация следующая: половина из них по окончании бизнес-школы перешла на следующую ступеньку карьерной лестницы, еще 7,6% открыли собственное дело.
9,5% топ-менеджеров организовали свой бизнес, 89,3% продолжают работать на высших руководящих позициях, что объяснимо: карьерно им расти почти некуда, можно лишь увеличивать доход. Доля тех, чья карьера пошла вниз, невелика (1,2%), то есть такие случаи являются исключениями из общего правила.

Почти 92% владельцев бизнеса остались у руля своего дела и после получения степени МВА. 1,6% перешли в категорию наемных топ-менеджеров, 6,5% стали руководителями среднего звена. Такие случаи нельзя однозначно рассматривать как неудачу выпускников программ MBA в организации собственного бизнеса: позиция топ-менеджера в крупной компании вполне может больше отвечать задачам реализации больших идей и применения новых знаний, чем раскрутка собственного небольшого дела. То же относится и к руководителям среднего звена, полномочия которых в крупных компаниях зачастую позволяют применять методы управления, освещаемые в программах MBA.
55% из тех, кто рассчитывал использовать полученные в бизнес-школе знания для открытия собственного бизнеса, к настоящему времени уже реализовали свои планы. Доля желающих открыть собственный бизнес растет с повышением уровня позиции: если среди специалистов об этом заявило всего 3,5% опрошенных, то среди топ-менеджеров такой ответ дали 6,9% респондентов. Очевидно, что при достижении карьерного потолка, все больше руководителей задумываются о переходе в категорию владельцев собственного бизнеса.

Получить бизнес-образование с целью карьерного роста чаще всего хотят линейные менеджеры (73,1%) и менеджеры среднего звена (53,6%). Среди топ-менеджеров такую цель озвучили 34,7% респондентов. Большая часть менеджеров высшего звена (58,4%) считает, что знания MBA необходимы им для работы на их сегодняшней позиции, тогда как среди мидл-менеджеров такого мнения придерживаются 39,5%, а среди линейных менеджеров – 23,4% респондентов. Это – интересный аргумент в копилку вечного спора, для кого существует программа МВА — для менеджеров среднего звена или топ-менеджеров.

Знания — сила

Подавляющее большинство (85%) респондентов отметили, что бизнес-образование дало им в первую очередь знания и навыки, необходимые для успешной работы, 4,9% выпускников программ MBA основным результатом бизнес-образования назвали «престиж в глазах работодателя и партнеров по бизнесу», еще 4,3% оценили в основном приобретенные во время обучения связи и знакомства.
Интересно отметить, что более 9,4% слушателей программ MBA, пришедших на обучение с позиции линейного менеджера, основной целью получения степени MBA называют повышение престижа в глазах работодателя и партнеров по бизнесу. Это максимальный показатель среди всех категорий персонала, и он не вызывает удивления: применять знания, полученные в ходе обучения, на линейной позиции вряд ли удастся, а на значительный карьерный рост рассчитывают далеко не все.

Доходы выпускников MBA

Результаты анкетирования выпускников программ MBA показали, что доходы выпускников бизнес-школ через 2 года после получения диплома MBA выросли в среднем в 1,5 раза.
Мы проанализировали резюме руководителей, размещенные на портале Supejrob.ru, и отметили различия в зарплатных ожиданиях соискателей, обладающих дипломом МВА и нет. Так, коммерческий директор с дипломом MBA в среднем хочет зарабатывать 190 000 рублей, тогда как его коллеги без соответствующей степени претендуют в среднем на 150 000 рублей.

Позиция    Среднее зарплатное ожидание в Москве, руб.
                       с MBA    без MBA
Директор по маркетингу    150 000    150 000
Исполнительный директор    200 000    135 000
IT директор              150 000    140 000
Коммерческий директор    190 000    150 000
Финансовый директор              180 000    150 000

Репутационный рейтинг бизнес-школ

Практически все выпускники программ MBA (95%) готовы рекомендовать свою школу друзьям и знакомым. Причем такую рекомендацию готовы дать даже те выпускники, которые пока не добились увеличения дохода или карьерного роста.

В ходе анкетирования мы просили выпускников назвать три самые лучшие, по их мнению, бизнес-школы, кроме собственной. Конечно, крайне сложно оценить качество образования в бизнес-школе, не обучаясь в ней, поэтому «принцип Евровидения» использовался для оценки репутации бизнес-школ.

По сравнению с прошлым годом рейтинг претерпел небольшие изменения. Чаще всего в качестве одной из лучших бизнес-школ называют МИРБИС (43% респондентов). На втором месте ВШБ МГУ, которая значительно улучшила свои позиции (ее назвали 41% респондентов по сравнению с 34% в прошлом году). Высокие позиции данной бизнес-школы в рейтинге в значительной части является отражением мощного бренда МГУ: многие выпускники, не зная точного наименования, в анкетах указывали ее как «бизнес-школа при МГУ». На третье место поднялся Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, получив голоса 27% респондентов.

А вот Высшая школа экономики, напротив, опустилась на одну ступеньку – ее назвали 21% респондентов (в прошлом году – 32%). Из других изменений рейтинга стоит отметить уменьшение доли респондентов, назвавших одной из лучших Высшую школу международного бизнеса РАНХиГС (17% респондентов против 24% в прошлом году). Вырос показатель упоминаний МШУ «Сколково» (с 16% до 19%). Однако для большинства менеджеров «Сколково», видимо, так и осталась «вещью в себе» — восемь лет государственного пиара на высшем уровне пока не привели к рекордным показателям в этой номинации.

Источник: Юрий Тазов, президент Российской Лиги MBA, Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru