5 ноября 2013 г.
Стенды интеграторов зачастую выглядят как огромные буклеты, чтобы упростить потенциальным заказчикам понимание возможностей, открываемых «интеллектуальным зданием».
«Умные дома» становятся массовыми. «Тренд отрасли – сделать “умные дома” доступными и массовыми», – подчеркнул Алексей Коржебин, технический директор фирмы «Эвика». Ни «умные дома», ни «интеллектуальные здания» уже нельзя рассматривать как имиджевые решения – смысл их создания в сочетании повышенного комфорта и экономии ресурсов. Коржебин отметил, что простейший, но действующий – и при этом полезный! – «умный дом» можно создать и за 1 тысячу евро, нужна только правильная экспертиза проекта. Павел Севастьянов, инженер компании Unitel, называл более низкую «входную планку» – всего 100 долларов.
Разумеется, все зависит не только от экспертизы, но и от других факторов. Прежде всего, от масштаба проекта. А масштабы эти растут: среднее количество зон освещения для трехкомнатной квартиры, в которой реализованы элементы «умного дома», перевалило за тридцать. И, конечно же, многое зависит от используемых компонентов. Например, Александр Сорокин, директор компании LINN Prestige Systems, отметил рост популярности среди заказчиков «умных домов» элитной акустики, в том числе ранее предназначавшейся для роскошных вилл и яхт, которая по понятным причинам не может стоить дешево.
Сегодня в «умных домах» мало вычурного – быстрое развитие данного направления приводит к унификации решений, работа интегратора сводится к выяснению потребностей заказчика и созданию штучного решения из готовых модулей на основе собственной экспертизы. «Смысл работы интегратора – "связать то, что не связывается"», – так выразился Иван Красавин, генеральный директор компании Art-In. Технические модули для построения «умных домов» также демонстрировались на выставке в изобилии.
«Умный дом» можно было увидеть и вживую. Дарья Петрова, заместитель генерального директора компании «Мидэкспо», отметила уникальность действующей модели «дома», созданной на выставке компанией Art-In. Модель включала гостиную, кухню и спальню, на примере которых посетители могли ознакомиться с преимуществами современных решений. Преимущества эти, заметим, настолько поразили неподготовленных посетителей, что представители интегратора вынуждены были проводить экскурсии «по дому». Массовому пользователю, например, сложно представить, что уже штатным решением стал анализ задымления в «интеллектуальной кухне». Если задымление возникло только в районе плиты и соответствует определенным параметрам (готовящееся блюдо пригорело), то автоматика включает вытяжку и подает сигнал на внутренние панели управления или на смартфон (это уж как заказчик пожелает), а может, разумеется, и плиту выключить.
Существуют и более простые решения, впрочем, весьма изящные. Например, как отметил Алексей Коржебин, автоматика, управляющая внутренним освещением, может - в зависимости от внешних погодных условий - сделать свет более «теплым», если на улице холодно и пасмурно, и, наоборот, добавить «холодной» синей составляющей, если за окном сухо и жарко. Разумеется, для этого нужны соответствующие «конечные устройства», в данном случае, светильники. На выставке во множестве были представлены отдельные компоненты для создания таких решений – как для скрытого монтажа внутри стен, так и «надштукатурные».
Samsung продемонстрировала особую разновидность Smart TV – «отельные телевизоры». Петр Астафьев, менеджер данного направления в штаб-квартире Samsung по странам СНГ, отметил, что от массовых моделей «отельные» отличаются наличием антивандальной защиты и расширенных возможностей администрирования, в том числе удаленного. На стенде было показано, как на эти телевизоры можно установить фиксированный набор приложений, в том числе и рекламно-информационных, которые при правильном подборе способны и привлечь внимание к дополнительным сервисам гостиницы (как следствие – увеличить средний счет постояльца), и снизить нагрузку на персонал (что тоже способствует экономии), и интегрироваться в систему оповещения. Практически это уже специализированные «тонкие клиенты», области применения которых ограничены только фантазией заказчика и экспертизой исполнителя.
Кстати, на этой выставке Samsung показывала и аналогичные решения для информационных терминалов. Александр Незамаев, менеджер по работе с корпоративными клиентами в подразделении профессиональных дисплеев, отметил рост популярности «облачных мониторов» - сенсорных дисплеев со встроенными «тонкими клиентами».
На стенде LG солировали решения для «цифровых витрин». Простейшее выглядит как обычный телевизор, но оно им не является. Например, панель для «цифровой витрины» рассчитана на более длительную непрерывную работу – если у бытовых телевизоров это время достигает 8-10 часов, то «витрина» работает 16-20, а нередко и круглосуточно, что требует решений для теплоотвода, несколько отличных от используемых в розничных моделях. Были представлены панели в антивандальном исполнении, с сенсорным управлением, поражающие воображение составные видеостены с 3D-изображением и многое другое.
Оборудование для «цифровых витрин» среди прочего представляла на своем стенде и компания Auvix. Дистрибьютор презентационного визуального и аудиооборудования весной этого года создал у себя подразделение Digital Signage Solution, специализирующееся на для value-add-дистрибуции в «витринном» сегменте. Тут можно было обсудить не только технические особенности устройств, но и, например, условия их гарантийного и послегарантийного обслуживания.
Panasonic демонстрировала интерактивные решения для систем образования и переговорных. Прямо по изображению – как получаемому на жидкокристаллических панелях, так и по проекционному – можно чертить, писать, а также нажимать на кнопки интерфейса. Такие «умные доски» используются как независимо, так и интегрированными в информационную систему класса или офиса. Не были забыты информационные панели – на стенде весьма эффектно выглядела панель с соотношением сторон 64х9.
Большой интерес вызвали решения Panasonic для создания систем ТВ-камер в различных публичных помещениях – театрах, стадионах, концертных аудиториях, залах заседаний и т. д. От камер для систем видеонаблюдения эти модели отличаются, как отметил Александр Железняков, инженер отдела вещательного оборудования департамента ProAV российского представительства Panasonic, прежде всего, качеством изображения – оптика и сенсоры взяты у профессиональных телевизионных камер, что позволяет получать видео телетрансляционного качества. Управлять камерами можно как вручную, посредством пульта, так и с использованием пресетов и даже в полностью автоматическом режиме. Железняков рассказал о системе для зала пресс-конференций, в котором автоматика самостоятельно наводила камеры на говорящего в активный микрофон.
Sony также показывала решения с камерами, а также системы для видеоконференций, но гвоздем экспозиции стали проекторы для кинотеатров и кинозалов.
Компания Sennhaiser выставила оборудование для конгресс-залов (в том числе и с системами синхронного перевода), ситуационных call-центров и других подобных заведений. Конечно, решение еще более нишевое, чем кинозалы, но представители компании подчеркнули, что промышленные аудиосистемы Sennhaiser также можно интегрировать в «интеллектуальное здание».
Множество стендов принадлежало поставщикам компонентов. Тут были решения, близкие как к интерьерным (например, различные выключатели, розетки, светильники), так и к технологическим. К последним относились, например, интеллектуальные трубопроводные вентили для систем водоснабжения, встраиваемые пылесосы, замки и т. д. Сегодня даже дверной замок может быть интеллектуальным и управляемым, причем на самом разном уровне. Например, демонстрируемые решения Abloy в зависимости от модели передают информацию о положении задвижек и позволяют ими управлять. Например, задвижка открывается кнопкой с домофона или с универсальной панели управления «умным домом», с мобильного устройства (если «дом» допускает дистанционное управление через планшет/смартфон), но решение об этом может принять и автоматика «дома» или «здания», например, при срабатывании пожарной сигнализации.
Есть и замки для корпоративных клиентов, которые, как отметил Павел Липкин, менеджер электронно-управляемых решений в компании Abloy, предоставляют заказчикам широчайшие возможности для управления доступом в различные помещения. Такие замки имеют две составляющие –механическую и электронную – причем последняя может быть легко изменена с помощью программаторов, в том числе и мобильных, что делает гибким разделение доступа как внутри одного здания, так и в территориально-распределенные помещения (что актуально, например, для сервисных служб). Заказчику нужно только понять, что ему требуется, а оборудование для такого решения уже подберут интеграторы, причем в этом процессе готовы принимать участие как дистрибьюторы, так и вендоры.
Основная проблема, судя по всему, состоит в том, что потенциальный пользователь плохо ориентируется в вопросах создания «умного дома». Поэтому на выставке пользовалась популярностью действующая модель, а стенды многих компаний напоминали афишные тумбы, где с помощью схем, диаграмм, а иногда и простого перечисления описывались основные возможности «среднестатистического» «интеллектуального здания». Основная проблема этого сегмента рынка, которому пророчат роль одного из драйверов ИТ-направления, в недостаточной просвещенности заказчика.
Источник: Александр Маляревский, CRN/RE