12 ноября 2013 г.
Влиятельный американский научный журнал Scientific American признал* пользу регулярных занятий медитацией для офисных работников. Регулярные перерывы, связанные с усиленным наблюдением за самим собой, улучшают продуктивность людей, работающих за компьютерами, повышают их способность фокусироваться на задачах, укрепляют память и стимулируют их способность к творчеству, утверждают ученые.Тренинги по медитации становятся все популярнее в Кремниевой долине. В Google появился даже штатный тренер по медитативным практикам Чед Менг-Тан, официальная должность которого звучит не иначе как «славный парень». Почему работники лучших ИТ-компаний увлеклись медитацией, и как она влияет на мозг? Мы собрали результаты наиболее впечатляющих исследований.
Еще в 2007 г. «славный парень» Чед Менг-Тан пришел в Google и специально для компании разработал курс «Поиск в себе» (Search Inside Yourself). Менеджмент корпорации позволяет посещать его каждому сотруднику, и с каждым месяцем Менг-Тан и его занятия становятся все популярнее. Тренер объясняет айтишникам, зачем им нужна медитация, и как она поможет им снизить воздействие стрессов, усилит когнитивные способности мозга и позволит лучше расслабляться. «Я понял, что необходимо напоминать людям, зачем им вообще нужна медитация. Недостаточно сказать просто “Давайте смотреть на мир с любовью и добротой” — они назовут это хиппи-бредом», - говорит Менг в одном из своих интервью.
Вместе с Менг-Таном тысячи работников Google учатся медитировать, на его семинары стоит очередь в 400 человек. Председатель совета директоров Google Эрик Шмидт уже ставит появление Чеда в один ряд с другими великими идеями, рожденными в кампусе Компании.
Дальше - больше. Теперь в офисе Google в Маунтин-Вью есть даже огромный лабиринт для медитаций-прогулок.
Мода на медитативные техники вышла далеко за пределы Google. Как показывают** тренды поисковика, с 2007 г. интерес к такому явлению как Mindfulness («осознанность») вырос в три раза, а культовый журнал о технологиях Wired посвятил*** Менг-Тану большой фичер, в котором рассказываеся, как его тренинги влияют на продуктивность сотрудников корпорации. Тему подхватили и другие влиятельные корпоративные издания - например, журнал Fast Company****.
Все это говорит о том, что медитация из маргинального увлечения американских и европейских дзен-буддистов превращается в основную тему «бесед у кулера» и в явление, которое становится еще более популярным и модным, чем йога и другие восточные практики.
Более того, теперь в Кремниевой долине опыт медитации указывают в резюме - точно так же, как многие на постсоветском пространстве сегодня все еще пишут: «опыт использования ПК».
Справка. Существует бесчисленное количество разных вариантов медитации, но все их можно условно свести к на двум методам. Первый - метод «концентрации внимания»*****. Суть его в том, что человек старается целиком сосредоточиться на каком-то одном конкретном аспекте - например, на своем дыхании или каком-то ощущении в собственном теле. Задача медитирующего - полностью сконцентрировать свое внимание на одной «точке», и каждый раз, когда внимание начнет блуждать, возвращать его к ней.
Другой тип медитации чаще используют в различных научных исследованиях. Это «медитация свободного наблюдения». Ее суть в том, что практикующий спокойно наблюдает за всем происходящим вокруг, но при этом никак не реагирует на объекты и движения в пространстве.
* http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=mental-downtime
** http://www.google.com/trends/explore?q=mindfulness#q=mindfulness&cmpt=q
*** http://www.wired.com/business/2013/06/meditation-mindfulness-silicon-valley/all/
**** http://www.fastcompany.com/3013333/unplug/3-reasons-everyone-at-google-is-meditating
***** http://io9.com/how-meditation-changes-your-brain-and-makes-you-feel-b-470030863
Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE