13 ноября 2013 г.

На этой неделе корпорация Samsung представила первое  устройство под управлением новой операционной системы Tizen. Это собственная программная платформа корейской компании, которой, похоже, надоела зависимость от Android.

Первым гаджетом на Tizen стал «беззеркальный» фотоаппарат NX300M, уже поступивший в продажу в Южной Корее. До сих пор вендор использовал для своих «умных» камер серии NX ОС Google Android.

Новый NX300M оснащен 20,3-мегапиксельной матрицей и поворотным дисплеем с диагональю 3,31 дюйма - еще пару лет назад такие вовсю использовались в смартфонах. Новая фотокамера умеет снимать со скоростью до девяти кадров в секунду. Здесь есть модули Wi-Fi и даже (зачем-то) NFC.

Вместе с тем, уже в следующем году (в первом квартале) Samsung начнет выпуск первых смартфонов под управлением Tizen.

Эта ОС основана на ядре Linux и предназначена для самого широкого круга устройств: мобильные телефоны, телевизоры, планшеты, GPS-навигаторы и встраиваемые автомобильные системы. Новая платформа сможет поддерживать процессоры с 64-разрядной архитектурой, а ее интерфейс будет «трехмерным». Что это значит, пока сказать довольно трудно, но одно уже ясно: корейский производитель хочет во что бы то ни стало снизить свою зависимость от Google Android.

Строго говоря, решить эту задачу  Samsung стоило еще как минимум год-два назад. И вот почему.

1. Samsung - главный мировой производитель Android-устройств. По данным аналитической компании Localytics, доля вендора на рынке Android-смартфонов составляет 63,3%. Отрыв от конкурентов колоссальный: «номером два» среди производителей гаджетов на Android стала HTC, но ее доля  - крохотные 6,5%. У Sony - только 5,6% рынка, у Motorola - чуть менее 5%.

Именно корейской компании Google обязана успехом Android. Но в американской интернет-компании совершенно не собираются «холить и лелеять» партнера. Наоборот, ходят слухи, что в Google всерьез озабочены доминированием одного производителя: из партнера Samsung превратилась  в неподконтрольного конкурента.

Поэтому вполне логично, что уже в самое ближайшее время Google будет вводить все больше ограничений для производителей смартфонов на Android. Это нужно по двум причинам. Во-первых, проблему фрагментарности Android никто не отменял: чтобы разработчикам было удобнее писать софт для мобильной ОС Google, все смартфоны на базе этой программной платформы должны соответствовать неким единым стандартам (быть примерно одного и того же размера, иметь примерно одинаковую мощность и т.д.).

Во-вторых, у Google в есть собственный производитель гаджетов - Motorola. И чтобы извлечь из этой ситуации максимальную прибыль, интернет-гиганту определенно придется каким-то образом ущемлять других своих партнеров. Так, например, инженеры Motorola смогут первыми в мире получить доступ к коду или информацию об особенностях новых версий Android. Это сделает их устройства куда более конкурентоспособными на рынке.

Разумеется, такая ситуация не может радовать HTC, LG, Sony и других вендоров. Но если для  большинства из них альтернатив Android нет, то мощь  Samsung позволяет ей с нуля разработать собственную ОС, а потом «заставить» перейти на нее всех своих поклонников.

Google и Samsung де-факто вот-вот превратятся в прямых конкурентов, связанных только взаимозависимостью: без Samsung не было бы такого успеха у Android, а без этой ОС Samsung вряд ли бы преуспела на мобильном рынке.  Но ситуация не устраивает обе компании,  поэтому рынок будет меняться, это факт.

2. Samsung хочет зарабатывать не только на продаже «железа», но и на поставках софта. Строго говоря, корейская компания долгое время довольствовалась только тем, что устанавливала в новые смартфоны на Android свои же программы. Большинство из них были ориентированы на поддержание здоровья пользователей. Но если у Samsung будет собственная ОС (для которой в первое время, кстати сказать, приложений от сторонних разработчиков почти не будет), приложения можно будет не дарить, а продавать.

3. Непредсказуемость Google. Скажем, если завтра Google решит, что пора начинать зарабатывать на пользователях Android методом навязывания им рекламы (это вполне вероятный сценарий развития событий), то Samsung просто ничего не сможет с этим поделать. И ее мнения никто в Маунтин-Вью спрашивать не будет.

Разумеется, с таким положением дел можно мириться, но только до той поры, пока ты - один из партнеров, но не главный. Поэтому неудивительно, что Samsung решила разорвать эти порочные узы.

Еще в 2009 году Google призналась, что заработала 15,7 млн. долл. с рекламы, которую размещала в приложениях под Android. Сейчас, конечно, эти прибыли намного больше, но интернет-гигант их не раскрывает. И, разумеется, год от года его аппетиты будут расти.

3. «Бесплатная» и «свободная» операционная система Google на деле является не такой уж и бесплатной. Та же Microsoft зарабатывает на роялти от своих патентов, которые использует Android, 2 млрд. долл. в год. И эти деньги Microsoft платит не Google, а именно производители смартфонов на операционной системе последней.

С каждого смартфона или планшета на Android HTC платит Microsoft 10 долл., Samsung - 10-12 долл. Подобные соглашения у Редмонда есть практически со всеми вендорами: в противном случае им угрожают повестки в суд и многомиллионные, а то и миллиардные разбирательства. Рисковать в данном случае не хочет ни Samsung, ни большинство других крупных производителей.

По данным Microsoft, такие договоренности у нее достигнуты с 20 производителями устройств, в результате компания получает роялти с 60% Android-смартфонов, реализуемых в мире.

Если же у Samsung будет собственная ОС, этих расходов можно будет избежать. Учитывая объемы поставок гаджетов этого вендора на базе Android, логично предположить, что компания израсходует  меньше денег на разработку  собственной ОС, чем тратит на чужую, «бесплатную».

Источник: Константин Шиян, независимый журналист