19 февраля 2014 г.
Треть (33%) компаний по всему миру планируют продажу активов в ближайшие два года – таковы результаты исследования EY по вопросам реализации корпоративных активов за 2013 год.Около 80% из 700 руководителей компаний по всему миру, опрошенных в ходе исследования, сказали, что готовы рассмотреть возможность продажи наиболее ценных активов своих организаций, а предложение премии в размере 30% приведет большинство из них за стол переговоров.
Говоря о возможностях заключения сделок, 55% респондентов заявили о готовности продать бизнес целиком, 34% опрошенных предпочитают продажу части активов, а 14% руководителей компаний выбирают IPO.
Пип МакКрости, вице-президент EY Global и руководитель международной практики консультационных услуг по сделкам, говорит: «Продажа активов стала фундаментальной частью бизнес-стратегии: многие руководители компаний уделяют продаже активов не меньше внимания, чем их приобретению. Стратегические сделки реализации активов и перераспределение капитала открывают возможности для роста и увеличения стоимости компаний.
Развитие инновационных технологий, изменение предпочтений покупателей и замедление роста мировой экономики требуют от руководителей компаний регулярной переоценки портфелей активов и пересмотра стратегических целей для обеспечения максимальных темпов роста их бизнеса. В краткосрочной перспективе продажа активов зачастую ведет к падению выручки, но вместе с тем может стать стимулом для долгосрочного роста, поскольку освободившиеся средства направляются на развитие более перспективных направлений профильной деятельности, освоение новых рынков или разработку новых продуктов».
Цена вопроса
Большинство руководителей компаний (80%) готовы рассмотреть возможность продажи даже наиболее ценных активов, а премия в размере 30% к справедливой стоимости приведет половину из них за стол переговоров. Для гарантированного приобретения востребованных на рынке активов необходимо увеличить цену предложения, однако не все руководители компаний готовы заключить такую сделку: 20% респондентов не будут продавать ценные активы независимо от размера премии.
Пип МакКрости говорит: «Руководители компаний не скрывают, при каком размере премии к справедливой стоимости наиболее ценных активов они готовы рассмотреть возможность их продажи. После нескольких лет исторически низких значений уровня активности на рынке M&A мы наблюдаем возобновление интереса к данному виду сделок. В этой ситуации информация о ценовых ожиданиях будет интересна для потенциальных покупателей».
Отрасли, в которых будет наблюдаться максимальный уровень активности
Уровень активности на рынке M&A зависит от разнообразных факторов, которые определяют объем продаж активов в различных отраслях. Наибольший уровень активности ожидается в медико-биологической отрасли, где из-за ожидаемых изменений в регулировании около 41% компаний планируют продажу активов. Главным фактором продажи активов в секторе потребительских товаров является утрата популярности продукта (58%). Еще одной причиной, которая может побудить респондентов задуматься об избавлении от активов, является сокращение уровня спроса или рыночной доли (44%).
Инновации в области систем обработки больших объемов информации, аналитики данных, а также в сфере облачных технологий и мобильных услуг, по мнению 50% руководителей компаний сектора наукоемких технологий, являются основным фактором, способствующим продаже активов. Они помогают компаниям более эффективно оценивать свои профильные активы и уровень конкурентоспособности.
Повышение рыночной стоимости компании: передовые практики доказывают свою эффективность
За последние два года к продаже активов прибегли более половины респондентов. Подавляющее большинство (80%) из тех, кто руководствовался стратегическими целями, нежели рассчитывал на сиюминутную выгоду, отметили повышение рыночной стоимости компании в результате совершения таких сделок: половина из них сообщили, что полученные выгоды превысили их ожидания (в предыдущем году доля таких ответов составила пятую часть).
Хотя треть респондентов планирует продажу активов, для оптимизации рыночной стоимости существуют и другие возможности. Половина участников опроса не пересматривают на регулярной основе портфель своих активов, чтобы определить новые возможности для роста. Лишь 41% опрошенных заключили последнюю сделку по продаже активов на основе стратегического анализа своего портфеля, а 52% респондентов отметили, что совет директоров компании принимал участие в постановке целей для такого анализа.
Пип МакКрости отмечает: «Компании, получающие от реализации активов максимальный уровень выгоды, регулярно пересматривают стратегические бизнес-цели и выбирают подходящий момент для инвестиций, приобретений или продаж. Результаты исследования наглядно показывают, что более выгодными оказываются сделки, заключенные на основе стратегического анализа, чем те, что были заключены под влиянием рыночной конъюнктуры.
Ведущие компании, которые последовательно анализируют свою профильную деятельность и пересматривают портфель активов, выделяют ресурсы, позволяющие принимать более взвешенные решения, и действуют исходя из стратегических, а не конъюнктурных соображений, добиваются больших успехов от реализации активов: проводимые ими сделки продажи активов полностью соответствуют стратегическим приоритетам бизнеса».
M&A: какие сделки по продаже активов будут заключены в 2014 году
Планы руководителей международных компаний по продаже активов станут важной частью роста активности на рынке M&A в 2014 году. В январе этого года может быть зафиксирован наиболее высокий с 2000 года объем сделок, приходящихся на этот месяц. В настоящий момент стоимость сделок в среднем на 150% превышает аналогичные показатели 2013 и 2012 годов. На 400% выросло число сделок стоимостью свыше 1 млрд. долларов США. Уже сейчас объявлено о 15 сделках стоимостью свыше 1 млрд. долларов США и трех сделках стоимостью свыше 10 млрд. долларов США, – эти данные говорят о положительной динамике на рынке M&A в начале 2014 года.
Пип МакКрости говорит: «После низких показателей активности в течение последних пяти лет мы наблюдаем небольшое улучшение на мировом рынке M&A. Компании все чаще предпочитают стратегию инвестирования режиму экономии. Последовательное улучшение макроэкономической ситуации, пришедшее на смену хаотичным изменениям, создает предпосылки для укрепления доверия инвесторов.
Борьба за активы, а вместе с ней и конкуренция между потенциальными продавцами может усилиться. Изменений условий, в которых заключаются сделки, будет способствовать пристальному вниманию заинтересованных сторон с тем, чтобы продажа активов была эффективной, имела стратегически ориентированный характер для максимизации стоимости акционерного капитала и реализации долгосрочных целей».
«Мы наблюдаем аналогичные тенденции и на российском рынке. Данные наших исследований подтверждают, что Россия не является исключением из общемирового тренда, – говорит Алексей Иванов, партнер EY, руководитель практики оказания консультационных услуг по сделкам в СНГ. – Низкий уровень активности на мировом рынке M&A в течение последних трех лет способствовал более взвешенному подходу со стороны его участников, сделав их более сговорчивыми, поскольку времена, когда количество хороших предложений превышало уровень спроса, остались в прошлом».
Источник: Пресс-служба компании EY