18 апреля 2014 г.

Увеличить
Сергей Фомин, «Марвел»
Увеличить
Станислав Солтицкий, «Марвел»
О «носимых» (wearables) гаджетах сейчас не говорит разве что ленивый. И это объяснимо: традиционные сегменты ИТ-рынка и смежных отраслей находятся в зрелом, а местами перезрелом состоянии.

Примеров достаточно: планшеты и ноутбуки ведут позиционное сражение с переменным успехом. Смартфоны уже не вызывают того священного трепета, что еще совсем недавно охватывал каждого пользователя при появлении новой модели. В недавнем прошлом драйвер роста — 3D-технологии — во многом исчерпали свой потенциал. (Хотя нельзя не отметить, что именно этот сегмент смягчил последствия кризисных явлений).

Всем игрокам очевидна необходимость появления нового «локомотива», который поможет поднять продажи. Как правило, такие локомотивы не создаются искусственно, а становятся  органичным продолжением какой-либо рыночной тенденции. Судя по тому  вниманию и интересу, с которым «изумленная публика» исследует новую модель «умных» часов или других интеллектуальных аксессуаров, новый тягач уже начал движение.

Современное состояние ИТ-индустрии таково, что весьма интересные и востребованные для ежедневного использования технологии стали вполне доступны. Вспоминаются слова песни из известного советского кинофильма: «Позабыты хлопоты. Остановлен бег. Вкалывают роботы, а не человек». В самом деле, если есть технологическая возможность интегрировать в цветочный горшок датчик окружающей среды, соединенный по радиоканалу со смартфоном или облаком, то почему бы не сделать «аватар» домашних растений в своем смартфоне? Перспективно? Безусловно. Возможность проверить необходимость полива нажатием пары клавиш привлечет многих, особенно, если высадить растения где-то на приусадебном участке.

Спортивные шагомеры, датчики калорий и пульса   сегодня относятся к разряду «must-have»: появиться без соответствующего браслета в тренажерном зале уже как-то неловко. Право на место под солнцем имеют и такие свежие кикстартеровские (кickstarter — сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов, — прим. ред.) проекты, как, к примеру, электронные микроскопы для смартфонов, без труда собирают необходимые для начала производства суммы.  Все вышеперечисленное и составляет понятие «новый рыночный драйвер», именно такой, каким в свое время стало появление 3D- телевизоров, нетбуков, планшетов и смартфонов.

Однако wearables — сегмент, который способен изменить качество жизни не только в том, что касается «развлечений». Например, возможность измерить давление, уровень сахара в крови, или, к примеру, самостоятельно сделать электрокардиограмму при помощи карманного прибора (с возможностью учета данных на мобильном устройстве) — функционал, способный облегчить жизнь десяткам миллионов людей. И примеры есть: подобные новинки анонсировала Google, конкретные предложения имеются у iHealth, Fitbug и др.

Устройства, имеющие подобный функционал, могут стать началом настоящей индустриальной революции.

Такие на первый взгляд «игрушечные» персональные гаджеты, могут стать основой технологического перевооружения всей системы здравоохранения, когда больничные карты пациентов в поликлиниках уступят место ежедневно (а то и ежечасно) обновляемым базам данных состояния здоровья людей. В том, что касается бизнеса, это особенно важно подчеркнуть, внедрением новой экосистемы заинтересуются  все стороны современного здравоохранения, включая страховщиков и ритейлеров. Сбор и сохранение данных в реальном времени позволит не только оказать необходимую медицинскую помощь (наличие полной информации о пациенте у бригады «скорой» существенно упростит работу медиков), но и сократит количество «ложных» вызовов, когда требуется «человеческое общение», а не реаниматолог.

Кроме того, электронная облачная медицинская база существенно упростит покупку лекарств в аптеке. Имея полную информацию о назначении врача, дозировке, наличии социальных льгот и пр., провизор сможет безошибочно предложить необходимый препарат.

Как скажется на ИТ-индустрии появление подобных устройств? Ответ, пожалуй, очевиден. Распространение миниатюрных персональных мониторов организма повлечет за собой интеграцию всех возможных сетей передачи данных (включая сети сотовых операторов), строительство новых ЦОДов, гигантский объем работ по адаптации софта. Безусловно, все эти потребности заметно расширят рынок ИТ.

Еще один сегмент wearables, имеющий существенный потенциал, — «умные» очки, предвестником которых стали всем известные Google Glass. Создание 3D-реальности, имеет поистине безграничное поле применения. Оставим геймерам 3D-миры современных игр. Первое, что приходит на ум — возможность приблизить географически удаленные объекты к потребителю — как говорится, лучше один раз увидеть. Кроме того, эти очки найдут применение в динамично развивающейся системе современного образования (в частности, удаленного, для детей с ограниченными возможностями). В перспективе, smart-glass смогут заменить лектора при проведении экскурсий, обучении на производстве или лаборатории и пр.

В общем, Wearables наступают. И вместе с ними новые экосистемы. Что ж, welcome!

Источник: Сергей Фомин, директор по стратегическому развитию в СНГ, Станислав Солтицкий, аналитик дирекции продаж, «Марвел»