12 мая 2014 г.
День рожденья, как известно, только раз в году, а потому о нем стараются не забыть и кадровики, и ближайшие коллеги. А что делают компании, в которых отмечать дни рождения сотрудников можно несколько раз на дню, и как сами сотрудники относятся к традиции отмечать свои дни рождения на работе, выяснил Исследовательский центр портала Superjob.По данным опроса 1500 менеджеров по персоналу и других сотрудников кадровых служб, лишь менее трети работодателей (30%) никак не реагируют на знаменательные даты в жизни своих сотрудников. В 18% компаний принято отправить имениннику хотя бы поздравление или открытку по электронной почте. Чем организация или предприятие больше, тем чаще они поступают именно так (в маленьких фирмах – 9%, в самых крупных – 27%).
Щедрость компании обратно пропорциональна ее размеру. Треть работодателей (36%) покупают сотруднику букет цветов или какую-то ценную для него вещь. Этот способ чаще выбирают небольшие компании (45% в фирмах с численностью персонала менее 50 человек, 17% - там, где работает более 5 тысяч). В 29% компаний сотруднику на день рождения дарят некоторую сумму денег в конверте «от компании» (не путать с подарком от ближайших коллег в той же упаковке). В традициях 6% российских компаний — отпустить именинника с работы пораньше или дать лишний выходной. 4% дарят продукцию родного предприятия, предоставляют скидку или подарочную карту. Каждая двадцатая компания проявляет фантазию и выбирает иной вариант поздравления. Например, перечисляет на зарплатную карту некую сумму «от лица компании согласно внутреннему положению». Многое зависит и от должности: руководитель может рассчитывать на более серьезный презент, а рядовых сотрудников ждет букет, поздравление по почте или праздничный анонс на информационном стенде. Достаточно часто руководство компании объединяется с коллективом, где работает именинник, и вносит свою часть в конверт с деньгами или оплату подарка.
В некоторых компаниях принято каждый месяц за счет фирмы устраивать чаепитие с раздачей подарков для всех именинников сразу. Есть руководители, которые даже сами спрашивают, что лучше — выдать сотруднику деньги наличными или устроить застолье в кафе на неограниченную сумму. Но это скорее исключение. Компания, особенно большая, поздравляет не всегда и не всех, а особо ценные подарки и горячие поздравления стремится приурочить к юбилею сотрудника.
Однако коллеги обычно стараются друг друга поздравить, даже не рассчитывая на начальство. В ходе опроса 1600 экономически активных россиян лишь 16% сказали, что в их компании не принято делать подарки сослуживцам «от коллектива», а 4% затруднились ответить. 65% сотрудников российских компаний соблюдают эту традицию с удовольствием, еще 15% — просто следуют ей, хоть и не слишком одобряют.
Традиция праздников и подарков в рабочей обстановке нравится трём женщинам из четырех (75%) и более чем половине мужчин (56%). Молодежи эти традиции кажутся гораздо более приятными, чем старшему поколению (71% в группе респондентов до 24 лет, 61% — среди тех, кому больше сорока пяти). Мужчины, даже соблюдая общие правила, гораздо чаще женщин от этого не в восторге (18% против 12% у женщин).
Есть коллективы специфически мужские, есть женские, и именно этим объясняется разница в неписаных внутренних уставах и разница в ответах опрошенных разного пола. О том, что в их компании не принято дарить коллегам деньги или подарки от коллектива, в ходе опроса сказало вдвое больше мужчин, чем женщин (21% и 10% соответственно). Реже других респондентов рассказывали о такой традиции люди старше 45 лет. А число тех, кому коллективные презенты не по душе, оказалось максимальным в группе респондентов от 25 до 44 лет (16%).
Что приятно? «Осознать, что тебя не забывают»; «Дарить подарок хорошему человеку», соблюдать «хорошую традицию», поясняли опрошенные. Что людей раздражает? То, что в итоге на подарки коллегам приходится тратить весьма ощутимую сумму, хотя «есть такие, которым я бы не дарил вообще ничего», жаловались респонденты. Кому-то не нравится, что средства на подарок собирают добровольно-принудительно, другим кажется «абсурдом» то, что в итоге деньги «в течение года ходят по кругу». Неприятно и ощущать неравенство в среде коллег: на подарок уборщице люди скупятся, а для начальника демонстративно выкладывают крупную сумму. Возможно, поэтому в ряде компаний коллеги решили подобную традицию прекратить.
Зато сами именинники по-прежнему стараются накрыть для коллег прямо на рабочем месте праздничный стол. Так поступают 84% россиян. Лишь 12% сказали, что в их компании подобное не принято, 4% затруднились ответить. Праздник на работе в день рождения люди считают «дополнительной порцией позитива», хоть и отмечают, что порой эти застолья кажутся им «показухой» и «бесполезной тратой».
Правда, многие оговаривались, что ввели для этих случаев «сухой закон», ограничиваются самым скромным угощением или тортом. Хотя бы потому, что «финансовое положение у всех людей разное».
Быть празднику или не быть, в конечном счете зависит от атмосферы в коллективе: «Даже устраивали голосование. Большинству эта традиция нравится»; «Скоро прекратим, так как денег всем жалко», — мнения респондентов разделились.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 122
Время проведения: 22-27 января 2014 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1500 респондентов
Источник: Пресс-служба Superjob.ru