Hewlett-Packard
В середине лета (19 июля) компания объявила «комплексную программу», направленную на повышение эффективности работы.
«Проведя тщательный анализ бизнеса, мы разработали план, который позволит НР полностью реализовать свой потенциал, — сказал в связи с этим главный управляющий Марк Херд. — Мы сможем работать лучше — ради наших заказчиков и партнеров, наших сотрудников и акционеров. И мы будем работать лучше!»
Предусмотренные программой меры относятся к двум основным направлениям.
Первое — это сокращение затрат. С этой целью в течение ближайших полутора лет (точнее, к концу следующего финансового года, который завершается 31 октября 2006 г.) планируется сократить 14,5 тыс. сотрудников — около 10% численности персонала НР. Это позволит ежегодно, начиная с 2007 финансового года, экономить по 1,6 млрд. долл. Кроме того, еще по 300 млн. долл. ежегодно будет экономиться за счет сокращения пенсионных программ для сотрудников НР в США. Как сообщает компания, сокращения затронут преимущественно вспомогательные подразделения (в частности, кадровые, финансовые и ИТ-службы). Отделов продаж и научно-исследовательских подразделений они коснутся в минимальной степени. В разных странах (а за пределами США работает более 60% всего персонала компании) масштабы сокращений будут различны, но подробности пока не сообщаются.
Второе — это меры по реорганизации компании. Интересно, что некоторые решения Марка Херда прямо противоположны тем, которые совсем недавно принимала Карли Фиорина, предыдущий главный управляющий НР, покинувшая компанию в феврале 2005 г. Фиорина все годы своей работы в НР делала ставку на централизацию управления компанией и сокращение числа независимых подразделений, а принимаемые сейчас меры, наоборот, направлены на децентрализацию.
Прежде всего, упразднено подразделение Customer Solutions Group (CSG), которое было одним из четырех основных в компании и отвечало за работу с корпорациями, СМБ и государственными структурами. Его функции и персонал передаются трем другим подразделениям: группе технологических решений (ТSG), группе печати и обработки изображений (IPG) и группе персональных систем (PSG).
Подразделение CSG было создано в рамках крупной реорганизации компании, предпринятой в мае 2004 г. (см. CRN/RE № 9/2004, с. 12). Однако блеснуть результатами работы ему так и не удалось. Уже в августе того же года за снижение объемов продаж и убытки в III финансовом квартале (закончился 31 июля) три топ-менеджера CSG были уволены. В дальнейшем это подразделение все же вышло на прибыльность, однако финансовые результаты, демонстрируемые CSG, хорошими считать нельзя.
Другое решение Херда — разделение групп IPG и PSG, которые, напомним, всего полгода назад, в январе 2005 г., были сведены в единое подразделение Imaging and Personal Systems Group (IPSG). Это объединение стало одним из последних важных решений, принятых Карли Фиориной.
Кроме того, ИТ-служба НР теперь разделена на две части: одна — это внутренняя ИТ-служба, другая отвечает за поддержку глобальных операций компании и взаимодействует в основном с внешними заказчиками. Кстати, в июле был назначен и новый директор НР по ИТ (CIO) — им стал Ренделл Мотт, перешедший из компании Dell, где он в течение последних пяти лет занимал аналогичную должность. Интересно, что НР и Dell, жестко конкурируя на компьютерном рынке, время от времени все же «обмениваются» топ-менеджерами.
В конце июля стало также известно, что Марк Херд отменил еще одно нашумевшее решение Фиорины — он дал указание прекратить продажи плееров Apple iPod. Напомним, что соответствующее соглашение Карли Фиорина и главный управляющий Apple Стив Джобс подписали в январе 2004 г., и оно подавалось как весьма важное для обеих компаний.
Теперь же, как сообщил представитель НР, не вдаваясь в конкретные пояснения, «компания пришла к выводу, что перепродажа плееров iPod не отвечает ее текущей стратегии в области цифровых развлечений». По мнению одного неофициального источника в НР, основная причина иная: на условиях, зафиксированных в соглашении с Apple, НР было трудно заработать что-нибудь на продаже iPod.
Как говорит официальный представитель Apple, решение НР не окажет существенного влияния на успешное продвижение плееров iPod на рынке, поскольку за все время действия соглашения на долю НР пришлось лишь около 5% всех проданных плееров iPod. Тем не менее НР будет и далее обеспечивать на своих ПК доступ к онлайновой музыкальной службе Apple iTunes.
И сотрудники компании, и многочисленные аналитики и наблюдатели в отрасли ждали этих первых решений нового главного управляющего НР довольно долго — более трех месяцев. Напомним, что Марк Херд приступил к работе 1 апреля (см. CRN/RE № 7/2005, с. 16).
По мнению большинства наблюдателей, Марк Херд предпринимает шаги в правильном направлении: они повысят исполнительскую дисциплину в компании, позволят ей работать более эффективно. Тем не менее, считают некоторые, только этих шагов недостаточно.
«Я полагаю, что дело не только в качестве исполнения решений, но и в стратегии», — говорит Стивен Милунович из инвестиционного банка Merrill Lуnch. По сути, обсуждение возвращается к ключевому вопросу: сохранить единую компанию НР или разделить ее (см. CRN/RE № 3/2005, с. 1). Милунович известен как сторонник второго варианта.
Джордж Колони, президент исследовательской компании Forrester Research, встречавшийся недавно с главой НР, уверен: объявленные меры — это первый этап плана Марка Херда. Со временем последует и второй этап, но пока он не проработан. «То, о чем сейчас объявлено, — еще легкая часть работы, — считает Джордж Колони. — Второй этап — осознание того, что такое компания НР и куда она движется, а это гораздо труднее».
***
Как сообщили CRN/RE в московском офисе НР, никакой дополнительной информации по поводу реализации «комплексной программы» пока не поступало. Однако в ближайшее время планируется объявить об изменениях, запланированных в регионе ISE (он охватывает несколько десятков стран Ближнего Востока, Африки, Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россию).
IBM
В мае корпорация объявила о ряде мер по реорганизации бизнеса и перераспределению ресурсов. Цель этих мер — усилить взаимодействие с клиентами и расширить присутствие IBM на быстро растущих рынках сбыта.
Компания IBM, пожалуй, первой в сфере высоких технологий формировалась как мультинациональная корпорация. Более чем в 100 странах действуют ее представительства, выполняющие многие ключевые функции — продажи, техническую поддержку, маркетинг и др. Плюс региональные штаб-квартиры, координирующие деятельность локальных офисов в основных регионах мира. В течение нескольких десятилетий сложившаяся структура неплохо служила международному бизнесу IBM.
И вот теперь корпорация решила провести существенную перестройку. «Сегодня мы переходим к новой модели — глобально интегрированной компании», — заявил в конце мая главный управляющий IBM Сэм Пальмизано.
Не секрет, что проводимая реорганизация в значительной степени мотивирована не очень удачными результатами работы компании в начале года. Напомним, что в I квартале 2005 г. объем продаж IBM вырос всего на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем продаж оборудования остался на том же уровне, что и год назад, причем продажи самых крупных серверов семейства zSeries сократились на 16%. Даже в подразделении IBM Global Services, которое в последние годы является мотором развития бизнеса IBM и дает более половины всей выручки, продажи выросли всего на 6%. В I квартале впервые за несколько лет IBM Global Services не достигло намеченных показателей. В числе основных причин неудач в I квартале руководители компании называют недостаточно эффективную работу менеджмента и невысокий спрос в Европе. (Заметим, что итоги II квартала были уже значительно лучше: объем продаж увеличился на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., и в целом, по мнению Сэма Пальмизано, компания «восстановила форму».)
Нынешняя реорганизация, которая, как считают некоторые наблюдатели, имеет для корпорации принципиальное значение, призвана решить несколько задач.
Одна из них — децентрализация принятия решений, которая за счет минимизации региональных бюрократических структур IBM позволит предоставить больше свободы локальным офисам в разных странах.
Другая — более рациональное распределение ресурсов внутри IBM. В частности, планируется сконцентрировать службы поддержки заказчиков всего в четырех центрах поддержки — в Малайзии, Словакии, Испании и Бразилии, каждый из которых будет обслуживать все страны своего региона. В то же время компания расширяет свои исследовательские подразделения в Китае и Индии, странах с большим количеством квалифицированных и достаточно дешевых специалистов.
«Эти шаги обусловлены не просто желанием сократить издержки. Это стремление решать надлежащие задачи с помощью надлежащих людей в надлежащих местах», — говорит Пальмизано.
Корпорация хочет перераспределить свои инвестиции, сократив их в регионах с низкими темпами роста экономики и увеличив в регионах с высокими темпами роста. В этом плане Западная Европа проигрывает многим странам Восточной Европы и Азии, а также США, заявил финансовый директор IBM Марк Лафридж.
Планируется сократить 13 тыс. сотрудников, в том числе 10 тыс. в странах Европы. На 1000 человек уменьшится также персонал IBM в Японии.
Конкретных данных о планируемых сокращениях в отдельных европейских странах компания не сообщает, но известно, что больше всего пострадают структуры IBM в Великобритании, Германии, Италии и Франции. (Заметим, что IBM далеко не единственная транснациональная компания, вынужденная сокращать свой персонал в странах Западной Европы, где стоимость рабочей силы высока, а перспективы роста бизнеса не блестящие — в последнее время подобные шаги предприняли и некоторые другие крупные компании из разных отраслей.)
В частности, предполагается закрыть 10 находящихся за пределами США центров обработки данных (в том числе восемь в Европе) и 59 служб поддержки (в том числе 50 в Европе). Резко понижаются также статус и численность персонала штаб-квартиры подразделения IBM ЕМЕА в Париже (сейчас в IBM ЕМЕА работает около 100 тыс. человек). Часть ее функций передается новым офисам в Цюрихе и Мадриде. «Потребности в менеджменте панъевропейского уровня больше нет», — сказал Марк Лафридж.
Увольнение тысяч сотрудников в западноевропейских странах, где действует жесткое трудовое законодательство и очень сильны профсоюзы, — дело не быстрое и для корпорации довольно дорогое (по оценкам экспертов, во II квартале IBM пришлось выплатить за это около 1,5 млрд. долл.). Но уже во втором полугодии 2005 г. благодаря сокращению персонала компания рассчитывает сэкономить до 500 млн. долл.
О планах реорганизации было объявлено в мае, после завершения сделки по продаже ПК-бизнеса IBM китайской компании Lenovo, однако, по словам представителей IBM, сокращение персонала никак не связано с этой сделкой.
В компании ожидают, что принимаемые меры приведут к значительной экономии средств и повышению прибыльности бизнеса, хотя никакие конкретные оценки не сообщаются.
***
В ответ на просьбу CRN/RE в московском представительстве IBM сообщили, что не смогут подробно прокомментировать меры по реорганизации, предпринимаемые в регионе ЕМЕА, отметив лишь, что IBM в России развивается согласно ранее намеченным планам.
Массовые сокращения в Кodak
Компания Eastman Кodak подвела итоги II финансового квартала. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ее выручка незначительно увеличилась (с 3,46 до 3,69 млрд. долл.). В то же время компания зафиксировала убытки в 146 млн. долл. (год назад — прибыль 136 млн. долл.), в значительной степени связанные с расходами на реструктуризацию и другими разовыми выплатами.
Компания сообщила также о намерении сократить не 15 тыс. сотрудников (таковы были планы, объявленные в январе 2004 г.), а 22,5—25 тыс., что обусловлено стремлением ускорить переход на выпуск цифровой фототехники, а также более быстрым, чем ожидалось, уменьшением объемов продаж фотопленки.