Частная компания Artezio образована в 2000 г., сейчас в ней более 180 сотрудников, офисы расположены в Москве и Минске. Оборот — несколько миллионов долларов (официальных данных нет). В последнее время фирма быстро росла: в частности, за 2004 г. — втрое по обороту и вдвое по числу сотрудников. Основное поле деятельности Artezio — разработка телекоммуникационного ПО. Компания располагает одной из самых крупных в России команд Java-разработчиков. Фирма работает с заказчиками из США (их доля в обороте — 33%), Японии (40%), России (18%) и стран Европы (9%). Организационная модель Artezio оказалась весьма удачной, и во многом именно она обеспечила быстрое развитие компании. Для иностранного клиента создается так называемый центр разработки: Artezio предоставляет помещение, нанимает сотрудников и обеспечивает взаимодействие с «внешней средой» (налоговая служба и другие официальные органы), а менеджеры компании-заказчика удаленно руководят процессом разработки. Среди российских заказчиков Artezio преобладают крупные системные интеграторы, для которых выполняются узкоспециализированные работы. Одним из таких партнеров последние три года был холдинг ЛАНИТ.
Artezio останется отдельным юридическим лицом и сохранит самостоятельность в управлении. По словам исполнительного директора компании Павла Адылина, в руководство холдинга кто-либо из топ-менеджеров ЛАНИТ не вошел. Сам же Адылин стал членом совета директоров холдинга.
Для ЛАНИТ покупка компаний — дело не новое. Уже шесть лет в составе холдинга действует питерская фирма-экспортер программного обеспечения «ЛАНИТ-Терком». В ней работают более 300 человек, основные направления деятельности — реинжиниринг, миграция с устаревших систем на новые, разработка телекоммуникационного ПО, в том числе для отечественных телефонных станций.
Год назад была куплена компания «Норбит» (см. CRN/RE № 21/2004), специализирующаяся на внедрении систем ERP и разработке собственных продуктов. Как заявил президент холдинга Георгий Генс, в ближайшее время он намерен приобрести еще несколько компаний, занятых разработкой и сопровождением ПО, но, естественно, не назвал их. По его словам, все они будут юридически и фактически самостоятельны, смогут пользоваться общими для всего холдинга службами и постараются «стать лидерами в своих сегментах сами по себе».
Тем не менее подобные покупки не могут не вести к структурным изменениям. В холдинге формируется дивизион «Программные разработки», в который войдут несколько собственных подразделений ЛАНИТ, «ЛАНИТ-Терком» и Artezio. Эта структура объединит более 500 человек, что составляет около 20% сотрудников холдинга. Запланированный оборот дивизиона на 2005 г. — 16 млн. долл. На фоне оборота всего холдинга, конечно, немного, но рост этого направления планируется на уровне не менее 50% в год.
На международном рынке экспорта ПО размер компании имеет существенное значение, поэтому две команды, скажем, по 200 и 300 человек, даже учитывая их узкую специализацию, с точки зрения маркетинга менее эффективны, чем одна в 500 человек. О прямом слиянии в рамках холдинга двух экспортеров ПО речь пока не идет, но возможности интеграции прорабатываются: как на уровне «дружественного маркетинга» (при поиске заказов Artezio и «ЛАНИТ-Терком» практически не пересекаются), так и на уровне создания общих «линеек» решений и услуг, в том числе для определенных вертикальных рынков. Важно то, что «ЛАНИТ-Терком» способен готовить и поставлять квалифицированные кадры разработчиков, поскольку компания действует фактически на базе Санкт-Петербургского университета, а ее генеральный директор профессор Андрей Терехов руководит кафедрой системного программирования.
Очередное приобретение холдинга ЛАНИТ свидетельствует не только о продолжении процесса консолидации на ИТ-рынке, но и о сохранении различных моделей роста.
Борис Бобровников, генеральный директор «Крок» (как, впрочем, и руководители многих других компаний), полагает, что покупать софтверную фирму нет смысла, поскольку покупка не дает никаких реальных активов — люди, которые, по существу, делают этот бизнес, в любой момент могут разойтись, и покупатель останется ни с чем. Поэтому «Крок» предпочитает просто приобретать ключевых специалистов из тех или иных фирм.
По мнению же Георгия Генса, такой подход разрушает рынок, ведет к неконтролируемому росту зарплат, а это особенно чувствительно для экспортеров ПО. Стратегия приобретения фирм, считает он, более перспективна.