Клиенты из числа малых предприятий стремятся более надежно оградить свои сети от злоумышленников, и здесь есть определенные перспективы для бизнеса реселлеров.
«Сегодня на рынке сложились исключительно благоприятные условия», — говорит Дейв Гилден из реселлерской фирмы Acuity Solutions, специализирующейся на системах безопасности. В списке «100 наиболее быстро растущих компаний», публикуемом CRN, Acuity Solutions заняла в 2005 г. четвертое место. «Еще несколько лет назад компании не проявляли такой заботы о безопасности, потому что тогда этой проблеме уделялось меньше общественного внимания, да, пожалуй, и злоумышленников было меньше», — считает Гилден.
Однако сегодня ситуация изменилась, уверяет он. «Кроме того, нормы безопасности, которые традиционно действовали на крупных предприятиях, теперь распространяются и на сектор малого бизнеса. Малые предприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и крупные, но пока они гораздо ближе к началу пути. По этой причине малому предприятию легче отказаться от имеющейся системы обеспечения безопасности и заменить ее».
«Я не считаю, что рынок малого бизнеса теряет привлекательность. Небольшим компаниям приходится решать те же проблемы, что и всем другим, — считает Дэниел Шуберт, президент компании PC Power Authority, поставщика сетевых решений. — Год назад все компании выкладывали деньги, чтобы защититься от вирусов и «инфицированных» сообщений электронной почты. Сегодня все подобные угрозы находятся под контролем, и большинство компаний успешно противостоят им. В нынешнем году самые серьезные проблемы для малых предприятий представляют шпионские и рекламные программы, которые, скорее, можно назвать «нарушителями», поскольку они замедляют работу компьютеров, а иногда вынуждают переустанавливать ОС».
Помимо этого Шуберт отмечает, что все компании, независимо от их масштаба, должны обезопасить себя от кражи информации, удостоверяющей личность. «С помощью шпионского ПО злоумышленник может записать последовательность ввода пароля с клавиатуры и получить доступ к данным», — говорит он.
По данным обследования, проведенного недавно Институтом Ponemon, 84% респондентов сообщили, что в 2004 г. их компьютеры были заражены шпионским ПО. Из числа этих пользователей 42% не знали, каким образом вредоносные программы проникли в их ПК, 38% считали, что это произошло при загрузке бесплатного ПО, а 8% заявили, что программа-«шпион» автоматически загрузилась во время просмотра какого-нибудь Web-сайта. Итак, большинство предприятий малого бизнеса в вопросах безопасности сталкиваются с теми же проблемами, которые возникают у более крупных компаний. Однако небольшие фирмы не располагают такими, как у корпораций, средствами для борьбы с этими угрозами. Потому многие реселлеры предлагают предприятиям СМБ менее дорогостоящие решения, например устройства безопасности и управляемые услуги обеспечения безопасности.
По словам Брайана Окуна, руководителя отдела фирмы CHIPS Computer Consulting, среди малых предприятий все большую популярность приобретает построение многоуровневых систем безопасности. «Многие компании уже располагают нужной инфраструктурой, и им необходим централизованный шлюз. Сегодня на предприятиях применяются инструменты для борьбы со спамом и шпионским ПО, установлены системы идентификации пользователей. Им требуется комплексное решение, обеспечивающее управление всеми средствами безопасности», — пояснил он.
«Прежде, когда для защиты использовался лишь межсетевой экран, управлять системой безопасности было легко. Но как можно организовать эффективное управление сегодня, когда в конфигурациях сетей так много компонентов безопасности?» — задается вопросом Окун.
Шуберт разделяет эту точку зрения, но при этом с сожалением отмечает, что многие поставщики устройств безопасности до сих пор не дополнили свои изделия функциями защиты от спама и шпионских программ.
«Цены на продукты такого типа заметно снизились. И поскольку устройства безопасности представляют собой интегрированные решения, в которых объединены различные инструменты безопасности, они становятся очень привлекательными для рынка малого бизнеса, — говорит Шуберт. — Кроме того, они просты в применении — установка такого устройства не требует больших знаний и высокой квалификации. А их доступная цена позволяет строить недорогие, но достаточно эффективные системы защиты сетей».
В 2005 г. в США отмечен также рост интереса к аутсорсингу услуг безопасности. По мнению реселлеров, дело отчасти в том, что провайдеры таких услуг обратили внимание на сектор малого бизнеса. «Обращение к провайдеру услуг безопасности — это легкий путь к построению многоуровневой системы защиты, — говорит Окун. — Кроме того, многим предприятиям необходимо решать проблемы соответствия их систем защиты официальным нормам безопасности. Если у крупных компаний достаточно средств, чтобы обеспечить это, то небольшие фирмы вынуждены пользоваться услугами стороннего поставщика».
Сотрудничество со сторонним поставщиком услуг безопасности целесообразно и в том случае, если в штате компании не предусмотрена полная ставка ИТ-специалиста и он занимает сразу несколько должностей, поясняет Шуберт. «Это может быть выгодно и для тех компаний, в которых служащие работают за пределами офиса, но при этом хотят иметь доступ к своему ПК в офисе. Существует множество вариантов сотрудничества с провайдером услуг безопасности, все зависит от бюджета», — отмечает он.
В компании Acuity, по словам Гилдена, также заметно увеличение спроса на услуги безопасности. «Это характерно для определенных вертикалей рынка. Услуги сторонних провайдеров пользуются спросом в банковской сфере и здравоохранении — областях с высокими требованиями к соответствию нормам безопасности. Но умудренные опытом заказчики понимают: соответствие нормам — это непрерывный процесс», — сказал он.
Компания Acuity организовала в 2005 г. собственную службу услуг безопасности и, по словам Гилдена, рассчитывает на хорошие перспективы в секторе малого бизнеса.